Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Слово Архипастыря в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

7 апреля 2021 года, в среду четвёртой седмицы Великого поста, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании Литургии архиерей обратился к собравшимся  со словом проповеди:

“Дорогие отцы-священнослужители, братья и сестры, я всех вас поздравляю с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы! Этот день ждало всё человечество. Менялись поколения, цивилизации, но Бог исполнил Своё обещание, которое дал в самом начале человеческой истории, дабы спасти падшего человека от греха, проклятия и смерти.

Нынешний праздник Благовещения совпадает с Неделей Крестопоклоннной, и посреди храма мы видим два образа – Благовещения и Креста Господня. Удивительно, но точно так же и в Символе веры эти две истины мы соединяем вместе: веруем «во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век», а потом уже с появлением времени – «Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася… Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна».

Как рядом стоят эти два догмата истины, которые мы исповедуем, так и сегодня эти два образа находятся перед нашим взором. С одной стороны, мы вспоминаем рай и прекрасную жизнь Адама и Евы. Но, вкусив плоды древа познания добра и зла, человек унаследовал смерть тела. Помрачилась человеческая природа. В Благовещении же от Пресвятой Девы, как от древа Жизни, является новый плод – Господь наш, Который говорит в святом Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:31)

Этот новый Плод воскрешает нашу душу, меняет нашу жизнь, и отпавшее от Бога человечество вновь становится способным соединиться теснейшим образом с Богом так, что апостол Павел говорит, что во Святом Духе мы уже не свои, но Божии.

Мы видим, как через непослушание заповеди Божией грех вошёл в мир. А через послушание мы вновь обретаем Бога, Он вновь обращается к людям. “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (Лк. 1: 28–38), – говорит Пресвятая Дева, и эта Истина становится главной целью человечества. Мы видим, что сделано непослушанием человеческим и что делает смирение Божией Матери. Как премудро сотворил Бог: входя в этот мир, Он остаётся Богом, принимая человеческое естество, исцеляет его от греха и смерти, и та уже не может объять Богочеловека, ибо ничтожно мала по сравнению с величием Божиим.

Между Благовещением и Крестом, двумя образами, которое мы видим здесь сегодня, десятилетия человеческой жизни Господа нашего. И за эти годы Спаситель мира передал нам самое главное – Свои спасительные заповеди, которые мы должны принять всем сердцем и руководствоваться ими ко спасению. Бог благовествует спасение мира через Евангелие, и через крестоношение и нашу  борьбу со грехом мы воскресаем, ибо все «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века» в благобытии с Богом.

Господь сказал, что  «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2), всем хватит, но для этого надо пройти узким путём. Дева Мария для нас образ и пример того, как по-христиански можно прожить в этом мире и наследовать Царствие Божие. Спасительное слово смирения и покорности Небесному Отцу произносит Пречистая, и Собою открывает и нам путь ко спасению. Мы благодарим Бога, что из всех племён и народов нашёлся человек, который был без порока и смог вступить в общение с Богом.

Сегодня мы должны ответить на это спасительное действие Божие. Еще в раю Адаму и Еве Господь сказал, что «семя Жены сотрёт главу змия» (Быт. 3:15). Эти слова – прообраз того, что Христос победит дьявола, который под видом змия искушал первых людей.

Сегодня мы тоже находимся в состоянии пути к Богу, и нам нужно побеждать грех. Поэтому Господь и говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Это иго – благо, и бремя лёгкое – заповеди Божии. Руководствуйтесь ими ко спасению. Это и будет нашим ответом Богу на Его любовь.

Сегодня мы – участники Нового обетования. Ветхий завет завершился, начался Новый завет Бога и людей. В последней Книге Библии апостол Иоанн Богослов говорит, что он видел новое Небо и новую землю, где нет плача. Это город Иерусалим, весь из золота, настолько он красив и необычен для нашего обычного представления о жизни и о земном счастье. Но именно там Бог живёт с людьми. В этом Небесном Иерусалиме нет солнца, потому что Бог и есть Само сияние и свет, и жизнь.

 И нас Господь приглашает, как приглашал всех Своих учеников, всё человечество вступить в этот Новый завет, который через Его Кровь, Страдания, Смерть и Воскресение открывается теперь нам. Не потеряем же этого высокого достоинства христианина. Будем совершать заповеди, убегать от страстей и грехов, будем благодарить Бога, что тот же Дух Святой, Который сошёл на Пречистую Божию Матерь и после Пятидесятницы дан нам в Церкви Христовой, освящает и созидает в нас нового человека. Будем отвечать Богу любовью, исполнением заповедей, творением добрых дел. И верю, что Господь поможет нам, ибо Он пришёл спасти всякого человека и вернуть его в Своё Небесное Отечество, где Бог пребывает в бесконечные веки. Аминь».

Слово Архипастыря в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы