Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » О соборе » Богослужения и таинства

Богослужения и таинства

Что такое Таинства

В храме совершается много священнодействий, некоторые из них называются Таинствами. Православный катехизис (изъяснение веры) говорит: «Таинство есть от Бога установленное церковное священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Святого Духа». В Таинствах происходит реальное соединение с Господом, изменяющее всего человека, исцеляющего его от греха и преображающего душу. В Православной Церкви существует семь Таинств: крещение, миропомазание, Святое Причастие (Евхаристия), покаяние, брак и священство. Подробнее о них можно узнать из того же Катехизиса или Закона Божьего – пособия по изучению православной веры.

Таинство Крещения

Богослужения и таинства

Все люди вступают в Церковь через Таинство Крещения. Без него невозможно спасение человека. Господь Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16). По словам Катехизиса, «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую».

Если взрослый человек захочет принять Святое Крещение, то одного желания для этого недостаточно. Необходима вера, желание жить по заповедям Божиим, раскаяние в своих злых делах (грехах). Во время подготовки к таинству надо постараться вспомнить все свои грехи, чтобы раскаяться в них перед Крещением и постараться их больше не повторять, как и сказал апостол Петр: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38). Перед Крещением необходимо почитать книги о православной вере, чтобы само Таинство прошло осознанно, с максимальным участием крещаемого. Духовную литературу может порекомендовать священник, с которым надо встретиться предварительно. Крещение – новое рождение, совершается над человеком однажды в жизни. Поэтому если человек согрешит или даже отпадет от Церкви, то, возвратившись назад, он не крестится заново, а присоединяется через Покаяние.

В Древней Церкви и сейчас в России перед крещением принято совершать оглашение, то есть проводить огласительные беседы. Поэтому прежде принятия Таинства взрослый, желающий креститься, должен посетить несколько таких бесед, которые ему помогут лучше разобраться в основах принимаемой веры. К моменту вступления в Церковь (крещения) необходимо знать Символ веры, молитвы «Отче наш…», «Царю Небесный…», «Богородице Дево, радуйся…», уметь совершать на себе крестное знамение. Если крещение совершается над младенцем, то за его веру поручаются восприемники – крестные родители. Они же вместо него произносят Символ веры и обязуются впоследствии заботиться, чтобы он сохранял православную веру и вел благочестивую жизнь. Если крестные не воцерковлены, то они так же посещают огласительные беседы.

Крещение в Преображенском кафедральном соборе совершается ежедневно с 11.30, в субботу – с 12 часов по предварительной записи. В отдельных случаях крещение может быть совершено индивидуально.

Для крещения детей необходимо:

  • Взрослым (крестным родителям) пройти оглашение (беседы со священником);
  • Иметь свидетельство о рождении;
  • Приобрести нательный крестик (освященный в церкви), три свечи для обхождения вокруг купели, полотенце. Все эти предметы есть в церковной лавке при храме.

Для крещения взрослого необходимо:

  • Пройти оглашение (беседа со священником);
  • Приобрести нательный крестик (освященный в церкви), три свечи для обхождения вокруг купели, полотенце.

Минимум к исполнению крестными:

  • Крестные обязаны выучить «Символ веры», 10 заповедей;
  • Прочитать из Закона Божьего главы о Крещении, Миропомазании, об обязанностях крестных.

Примечание:

  • Крестными могут быть люди православного вероисповедания не младше 14 лет;
  • Количество огласительных бесед не ограничено и зависит от готовности оглашаемого;
  • Если крестные родители прослушали огласительные беседы в другом храме, они обязаны предоставить справку от священника, который их оглашал.

Таинство Миропомазания

Богослужения и таинства

Благодать Святого Духа, сообщаемая в Таинстве Миропомазания, подает христианину силы к совершению добрых дел и подвигов христианских. Таинство состоит в помазании освященным миром лба, груди, глаз, ушей, рта, рук и ног. При этом священник поизносит по-славянски слова: «Печать дара Духа Святаго». По словам святителя Симеона Солунского, «миропомазание возлагает печать и восстанавливает образ Божий, чрез преслушание в нас поврежденный».

Миропомазание по существующему порядку в Русской Православной Церкви совершается сразу после крещения. В это же время происходит воцерковление – новопросвещенного члена Святой Церкви вводят в храм, он становится перед иконостасом (мужчины входят в алтарь), а священник преподает наставление и первое благословение крещеному. Так является всем, что Церковь возродила новое чадо к вечной жизни, а он, отвечая всем сердцем на любовь Божию, будет стремиться сохранить Новый Завет и исполнить заповеди Христовы.

Таинство Причащения

Богослужения и таинства

Величайшим Таинством Церковь называет Святое Причастие, когда под видом хлеба и вина человек вкушает истинных Тела и Крови Христа Спасителя. Таинство было установлено Господом накануне Его страданий. Благодаря этой великой Тайне человек соединяется с Самим Богом. Безгрешная Плоть и Кровь Господни очищают от греха человеческую природу и преображают ее. По слову Господа, невозможно спастись тому, кто не вкушает Плоти и Крови Его (Ин. 6, 53). И, наоборот, «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).

Таинство Причащения или Святой Евхаристии (в пер. с греч. – благодарение) составляет основу главного христианского богослужения, называемого Литургией, которая совершается в храмах ежедневно. Для приобщения лежачих больных в особой дароносице Тело и Кровь Христовы могут быть приносимы в дома. В виду важности и спасительности этого Таинства, Святая Церковь приглашает христиан причащаться Тела и Крови Христовой как можно чаще, предварительно подготовившись. В церковной практике такая подготовка называется говением. Продолжается говение несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание и пост. Духовно же человек, должен вернуться в состояние жизни, которое соответствует богоустановленным заповедям. Главные условия такого возрождения – раскаяние в совершённых грехах, примирение с ближними и прощение обид, твердое намерение больше не вставать на греховный путь. Мера воздержания, поста и необходимых молитв определяется священником.

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома каноны: покаянный ко Господу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю. Прочитывается также последование ко Святому Причащению. После полуночи уже не вкушают пищи и не пьют, так как к Святой Чаше приступают натощак (для больных существуют оговорки из общего правила). Накануне вечером или утром перед Литургией необходимо исповедаться. Более подробно о причащении мирян можно узнать в документе «Об участии верных в Евхаристии».

День и время совершения Таинств Покаяния (исповеди) и Причащения (Литургии) можно узнать в храме на стенде с расписанием или на сайте.

Таинство Исповеди

Богослужения и таинства

По слову святителя Филарета Московского, «покаяние есть Таинство, в котором исповедующий свои грехи при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». То есть через священника Бог прощает совершённые после крещения грехи тем, то искренно кается и исповедает их.

Если бы Господь очищал грехи только в крещении, то мало было бы спасенных. Господь еще до Своих страданий обещал апостолам дать власть «вязать и решить» грехи, а после Своего Воскресения даровал им благодать Святого Духа, которая понимается как благодатная сила совершать все Таинства, в том числе и Таинство Покаяния – прощать грехи. От апостолов этот дар преемственно передается священникам. Покаяние дает восстановление доброго первоначального состояния чистоты, некогда полученного в крещении. Именно благодаря плодам покаяния возрождается та взаимная святая любовь – между Богом и христианской душой, которая была перечеркнута нарушением заповеди.

Таинство совершается утром и вечером в храме перед или во время богослужения. Место, где в храме совершается исповедь, можно узнать у сотрудников храма за свечным ящиком. После чтения священником ряда молитв исповедующийся кается в своих грехах, называя каждый из них. Тем, кто исповедуется в первый раз или не хочет ничего упустить из памяти, рекомендуется записывать грехи на отдельный листок. По окончании исповеди священник читает разрешительную молитву, в которой просит Бога о прощении грехов исповедника, о примирении и соединении его со Святой Церковью. Исповедавшись, человек получает не только прощение, но и силу больше не повторять грех, выбирая свободной волей оставаться на стороне Божией.

Таинство Брака (Венчание)

Богослужения и таинства

Брак – союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве. Первый брак был заключен еще в Райском саду до грехопадения человека. Брак часто именуют таинством любви. Всякая любовь обретает свой смысл и подлинную ценность лишь тогда, когда осуществляется в Боге, ибо Сам «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). По определению Катехизиса, «при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».

Таинство совершается в храме в периоды вне продолжительных церковных постов и особых недель – в воскресенье, понедельник, среду и пятницу по предварительной записи. Венчаться могут те, кто зарегистрировал свой брак в ЗАГСе. Недопустимо вступление в брак близких родственников. С другими аспектами вступления в брак (венчание инославных, дальних родственников, благословение второго и последующих браков и прочее) можно ознакомиться в документе «О канонических аспектах церковного брака». Все исключительные случаи относительно венчания рассматриваются Правящим архиереем епархии, для этого необходимо обратиться в Епархиальное управление (расположено на территории Преображенского кафедрального собора).

Тем, кто желает венчаться, рекомендуется предварительно исповедаться и причаститься Святых Тайн. Именно Причащение является тем твердым основанием, на котором зиждется брачное единство православных супругов. Необходимо за некоторое время до выбранной даты венчания обратиться к одному из священников для беседы о значении и важности церковного благословения супружества. Также надо иметь в виду, что для участия в венчании приглашаются свидетели (мужчина и женщина) православного вероисповедания.

Для совершения венчания необходимо иметь:

  • свидетельство о браке из ЗАГСа;
  • иконы Спасителя и Божией Матери;
  • обручальные кольца;
  • венчальные свечи (желательно с платочками, чтобы держать свечи);
  • полотенце (рушник), на котором будут стоять венчающиеся.

Все эти предметы есть в церковной лавке при храме.

Таинство Соборования (Елеосвящение)

Богослужения и таинства

Елеосвящение – это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом растительного происхождения) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов. Таинство называется Елеосвящением, потому что во время его совершения освящается елей (масло), которым семикратно при чтении молитв помазывается соборующийся. Поэтому в народе это таинство еще называется маслосвятием или маслособорованием. Соборование – это исконно русское название Таинства. Дело в том, что его традиционно принято совершать собором, то есть собранием, группой из семи священников. В исключительных случаях соборовать может и один священник.

Господь Иисус Христос даровал апостолам власть исцелять всякую болезнь и немощь: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10, 8). Впоследствии власть врачевания души и тела была передана преемникам апостолов – священникам (пресвитерам). Апостол Иаков обращается к верующим: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь – и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Поэтому в Церкви мы имеем возможность обретать не только прощение грехов, но и телесное исцеление.

В Таинстве Елеосвящения даруется благодать Святого Духа, способная освободить душу от всех забытых, совершенных по неведению грехов и исцелить тело от болезней. Эта благодать преображает искреннее, верующее сердце, вселяя в него чистую, небесную радость.

Таинство совершается в дни многодневных постов (Великого, Рождественского), но может совершаться и индивидуально над болящим дома по предварительной договоренности со священником.

Чтобы узнать о времени соборования в храме и о возможности совершить соборование немощных родственников в больнице или дома, следует обратиться к церковным служащим за свечной ящик. Они же укажут, что нужно приготовить для совершения этого Таинства.

Таинство Священства (Рукоположение)

Богослужения и таинства

Седьмым Таинством, без которого невозможны все другие, является Таинство Священства. Оно называется также рукоположением. При возложении рук епископа на кандидата в диакона или священника Святой Дух нисходит на рукополагаемого и ставит его на служение Церкви. Таинство Священства совершается всегда за Литургией архиереем.

Диакон не совершает таинств, но помогает священнику в богослужении; священник совершает таинства (кроме Таинства Священства) с благословения архиерейского. Архиерей не только совершает все таинства, но и поставляет священников и диаконов.

Жизнь в Церкви не только благодатна и красива, но и ответственна, так как находится в постоянном соприкосновении с благодатью Божией – источником света и святости. А Господь говорит, что в общение с Ним, в Царство Небесное не войдет «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21, 27). Поэтому важно научиться с правильным внутренним устроением прибегать к спасительным Таинствам, чтобы они были нам не в осуждение, но во спасение.

Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы