Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 35-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 35-ю по Пятидесятнице

7 февраля 2021 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, память новомучеников и исповедников Церкви Русской, Преосвященный Нестор, епископ Тольяттинский и Жигулёвский, совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании богослужения Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:

                                   « Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы отмечаем память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это часть нашего народа, которая после известных событий 1917 года приняла мученическую смерть или была унижена и оскорблена за имя Христово.

 Наше Отечество и наш народ в революционные дни 17 года разделилась на две составляющие. И если в начале это были политические требования, экономические трудности, которые в конечном итоге привели к гражданской войне, то, чем дальше наше Отечество отходило от 17 года, тем более становилось понятно, что новая власть совершенно чужда духу Христову – духу созидательному, да и самой вере в Бога. Новая советская республика провозгласила одной из важных составляющих своей жизни атеизм – безбожие.

Многие верующие, которые получили Крещение ещё до революции, оказались в той части общества, которая была презираема людьми. Быть верующим стало плохо, неактуально, а сама вера ассоциировалась с тёмной стороной души нашего народа.

И начались гонения… Сначала они были под таким благовидным предлогом, что в нашем Отечестве денег нет, а в храмах много серебра и золота, иконы в ризах. Давайте, все это продадим за границу и купим хлеба людям. Но когда мы читаем историю того, как Церковь была разграблена, то понимаем, что многое было сделано искусственно. Сегодня опубликован секретный приказ Ульянова (Ленина) о том, что необходимо было истребить реакционное духовенство и так уничтожить это сословие, чтобы не слышно было ни о Боге, ни о Церкви. И под предлогом изъятия церковных ценностей начались гонения и убийства. Самые страшные были не в 37-м, а в первые годы советской власти. Они были без суда и следствия.

Бывали случаи, когда батюшку выводили на расстрел прямо из своего дома, и отца расстреливали на глазах его многодетной семьи. Матушку, пришедшую забрать тело своего мужа, тут же убивали за это деяние. И было страшно подать чашу холодной воды священнику, который стучался в дом простолюдина. Только за одно это можно было потерять и свою семью, и даже жизнь. Поэтому в двадцатом веке Евангельское слово о том, что «если кто-либо напоит одного из самых меньших чашей холодной воды, только потому что он Мой ученик, не потеряет награды своей» (Мф.10: 42), звучало, как никогда, актуально. Ведь за эту «чашу», за принадлежность к Богу можно было потерять жизнь. И уже потом, в 30-е годы, когда Церковь в её официальной части сократилась до неузнаваемости (к 37-му году она состояла всего из 3 человек), когда кровь мучеников была пролита за Христа и когда гнев Божий в виде Великой Отечественной войны постиг наше Отечество, и мы потеряли ещё больше людей, тогда стало понятно, что такая жизнь не угодна никому.

В 43-м году Церковь получила некое послабление, и начали открываться храмы. Этот процесс закончился только к 89-му году, когда было отпраздновано тысячелетие Крещения Руси, прославлены наши замечательные святые – Иоанн Кронштадский, Ксения Петербургская. С этого времени мы вступили в новую эру нашей христианской жизни.

Но кто мы? Чьи мы продолжатели? Ведь в нашем народе были и те, кто стоял за веру Христову, и те, кто гнали христиан. До сих пор ещё не открыты засекреченные архивы, чтобы мы не увидели фамилии тех, чьи родственники ныне живут, а их предки расстреливали и убивали христиан.

Думается, сегодня наше Отечество опять стоит на этом моменте разделения, когда одни, как говорится в Евангелии, веруют и поклоняются Богу, а другие сомневаются. Совершая сегодня память новомучеников Церкви Русской, зададимся вопросом, а как бы мы поступили на месте наших близких? И дело даже не в том, смог ли я тогда, в 20-е – 30-е годы свободно исповедовать Христа, как это сегодня делаем мы в храмах? А речь идёт о том, что сегодня в нашем обществе происходят те же процессы, которые были почти сто лет назад: так же выходили люди на улицы с протестами, так же были недовольны властью. И, казалось бы, всё это делалось с благовидной целью – дать блага народу и сделать жизнь лучше. А закончилось гонениями. Потому, имея эти уроки нашей истории, стоит ли вновь повторять ошибки предков? Этот вопрос относится к нам, живущим сегодня. Как мы соразмеряем свою жизнь с жизнью Евангелия? Ведь те, кто стояли за Христа, говорили в своём сердце замечательные слова – ни смерть, ни жизнь, никакое другое творение не могут избранных Божиих разлучить от любви Божией. Это апостольские слова (Рим. 8:35), которые мы слышали сегодня.

Сейчас наше время. Но настроено ли наше сердце так, чтобы ни наши родственники, ни материальные блага, ни какие-либо другие предложения, которые делает нам мир, не должны и не могли бы нас разлучить от любви Божия? Это самое главное. Ведь те, кто шли на расстрел, кого выгоняли из своих домов, не предавали свою веру. Так настроено были их сердца, что ничто не могло их разлучить от любви Божией.

Не так далеко отсюда, в одном их средневолжских городов, расстреляли священника, а потом ещё 150 человек зимой, примерно в это время, и власть даже не давала их похоронить, охраняя тела, чтобы они замёрзли. Так они и лежали, как пример для тех, кто не слушается государственную власть и продолжает исповедовать христианскую веру. Горожане же тайно ночью украдывали тела людей, чтобы похоронить. Вот до какой степени озверения, безобразия души может дойти народ в своём безбожном, страшном поведении, когда нет уже никакой нравственной ответственности. Раз нет Бога, значит я могу делать всё, что хочу, моя совесть свободна, я – царь этой земли, и всё должно быть под меня…

Мы видим, какие страшные уроки принёс нам 20 век, вплоть до ядерной войны. Всё это говорит о том, что если человек не поднимается в своём духовном развитии, то неизбежно деградирует. И если внешне ещё постулируются какие-то ценности, то не факт, что завтра они ими останутся. Может, завтра то, что сегодня грешно для людей, станет, наоборот, примером для окружающих?

Мы можем потерять ориентиры нашей жизни, запутаться, если не будем на твёрдом базисе Евангельских заповедей, которые для нас руководство ко спасению и вечной жизни. Эти заповеди животворящие, и, соблюдая их, человек пребывает с Богом – Источником своей жизни.

«Святым Духом всякая душа живится», – слышим мы замечательные слова за богослужением. Святым Духом мы живём здесь. Никакая таблица Менделеева через вихри и ветры   не может создать то, что создано сегодня на земле. И это мы понимаем, обращая внимание на красоту мироздания и мудрость, с которой создан человек. Даже то, как появляется новый человек, до сих пор в медицине – тайна: как из небольших генетических зёрен зарождается новая жизнь.

Если мы не учитываем, что в этом мире есть Бог, который оценивает нашу жизнь и наше поведение, то мы можем потерять не только веру, но и наше Отечество и этот мир. И вопрос, что мы оставим потомкам, останется открытым.

Наша задача – не повторять ошибок наших ближних. Сегодня мы отмечаем память новомучеников, а значит, признаём, что ошибки были, хотим исправить нашу жизнь и стать лучше, святее, благороднее, благочестивее, чтобы те, кто будут жить после нас, могли  так же радоваться не только открытым храмам (они могут быть открытыми, но пустыми), а радоваться тому, что Дух Божий живёт в них. Радоваться, что мы имеем счастье приобщаться к спасительным Таинствам Церкви, что Евангелие Христово звучит в наши уши, и мы можем соразмерять свою жизнь с Божиими заповедями, и от этого радоваться, как все те, кто чувствовали, что Бог с ними.

Если почитать у наших исповедников, прошедших пытки и допросы, как совершалась Пасха в лагерях…И архимандрит Иоанн (Крестьянкин), и архиепископ Лука рассказывают, как тяжело было в лагерях, но какой неизреченной радостью ликовало их сердце, что даже в миру на обычной службе они не чувствовали так близко Бога, Его благодать, как в тех стеснённых условиях, словно первые мученики в катакомбах.

Имея такие уроки истории, мы не можем сказать сегодня, что Бог нас чем-то не одарил. «Ныне время благоприятно, ныне день спасения» (2Кор. 6:2). И именно нам сегодня всей нашей жизнью надо доказать, что мы потомки не тех, кто распинали и расстреливали, а тех, кто созидали и исповедовали Христа. И мы их любим, помним, раскаиваемся за грехи наших неблагочестивых предков и хотим жить благочестиво.

Этот урок даёт нам Церковь, чтобы мы не забыли тех, кто сегодня вымолил свободу и спасение. Ибо быть сегодня нам в храме Божием – это их заслуга. Их кровь стала для нас свободой, и мы сегодня свободно дышим Богом, имея радость принимать в Христовой Церкви все спасительные дары.

Я желаю всем вам иметь то же состояние духа, которое было у наших исповедников и новомучеников, чтобы ничто не могло нас разлучит от любви Божией. Всё, что могу, делаю об укрепляющем меня Христе – эти слова апостола Павла должны быть написаны в нашем сердце (Фил. 4:13). Без Бога мы – сор этого мира. С Богом мы – соль земли и свет, который сияет и идёт от Бога, просвещает этот мир, даёт силу, надежду, любовь, уверенность, что с Божьей помощью мы не только преодолеем свои личные искушения, но и станем единомысленными. Дай Бог, чтобы наш народ объединился вокруг святых ценностей, обрёл Бога, Который даёт нам возможность ещё и ещё раз подняться с колен и смело идти вперёд, к Царствию Божьему. Аминь».

Слово Архипастыря в Неделю 35-ю по Пятидесятнице
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы