Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

29 ноября 2020 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, Преосвященный владыка Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе. По окончании службы архипастырь обратился к молящимся со словом, посвящённым памяти апостола и евангелиста Матфея, память которого отмечалась в этот воскресный день. Ниже приводим текстовый вариант проповеди:

Дорогие отцы, братия и сестры, сегодня в воскресный день мы отмечаем память апостола и евангелиста Матфея. Евангелие от Матфея начинает Новый Завет, и изображение этого апостола всегда есть на Царских вратах в святой алтарь. Читая замечательные слова Божии, которые нам передал апостол как руководство ко спасению, мы понимаем, насколько важен и близок ко Господу был этот святой жизни человек. Он начинал свою жизнь сборщиком налогов – и даже не для своей страны. Все налоги уходили в Рим. Иудея была порабощена огромной Римской империей, которая простиралась до Египта. И этот человек был презираем в народе, но, услышав голос Божий, призыв «Иди за Мной!», этот мытарь, не раздумывая, отправился за Христом, чтобы слышать Его проповедь, учиться жить по-Евангельски, по-новозаветному – не так, как до этого жили его близкие и предки. И такое любвеобильное сердце было у апостола Матфея, что он удостоился быть не только в числе учеников Господа, но и в числе ближайших 12 учеников вместе со своим братом Иаковом Алфеевым. После Вознесения Господа апостол проповедовал в Сирии, в Персии, закончил свою жизнь в Эфиопии, где обратил ко Господу множество язычников и пострадал за Христа.

Так Слово Божие через смертного человека может действовать на других, что они обретают веру в Бога. Евангелие от Матфея хранит драгоценные слова Господа и Спасителя нашего, и большую часть этого послания Бога людям апостол передаёт через Нагорную проповедь Спасителя. Господь взошёл на гору, около Его ног сели ученики, и Он отверз уста Свои и начал говорить слова, которые мы слышали сегодня за Божественной литургией – блаженны нищие духом, блаженны кроткие, алчущие и жаждущие правды, миротворцы, гонимые за правду Божию, ибо таковых есть Царство Небесное. Так гнали и пророков, ибо они были на стороне правды и истины, – говорит Христос.

Дальнейшее повествование Нагорной проповеди и учения Спасителя апостол Матфей передаёт через противопоставление древнего, ветхого мира новому учению Господа. Сам Христос в этой же проповеди говорит: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков..» (Мф. 5:17). Наоборот – исполнить этот закон и более обширный закон мира, который люди ещё не знают. Это закон всепоглощающей Божественной любви, которая проникает всё творение Божие. Именно этому закону следует Сын Божий, когда приходит на землю ради нашего спасения пострадать за нас. Это закон жертвенной любви. Этот закон пришёл исполнить Христос, и он шире того Пятикнижия Моисеева, которое знали ветхозаветные люди. Более того, это противопоставление принципиально для жизни мира.

Ветхий Завет – это время, когда грех царствовал на земле, когда дьявол через сердца людей совершал многочисленные преступления против своего Творца. Не только личная злоба,  но враг так умел проникать в души людей и так обращаться к их мыслям, что люди становились совершенно неспособными жить по-доброму. И мы видим результат этой греховной жизни: бесчисленное число бесноватых, больных, умирающих, прокажённых, преступивших все ценности семьи и брака.

Вот результат ветхого мира, где царствовал грех, где человек с человеком обращался «око за око и зуб за зуб». И, надо сказать, что этот закон Моисеев, который установил хоть какие-то отношения между людьми, был благом для древнего мира. Значит, было ещё страшнее, если око за око воспринималось как Божий закон. Действительно, преступления были настолько велики, что Бог не один раз останавливал безумство людей то через Потоп, то через Вавилонскую башню. Грех, проникший на землю, стал извращать жизнь человека. И сегодня мы ещё чувствуем в полноте те последствия неудачного выбора наших предков, которые захотели быть, как Боги, а стали подобны ехиднам, совершенно прижатые к земле, не смотрящие на Небо.

И Христос приходит для того, чтобы вернуть человека в то богоподобное состояние, которое он имел в раю. Через Нагорную проповедь Господь говорит: «Вы слышали, как поступали древние – а вы не так…» И это «а вы не так» звучит и сегодня. Гневающийся тогда на брата своего уже мог получить наказание. Но если мы даже не очень обидное слово скажем – безумец, пустой человек, то это уже преступление против ближнего, потому что ближний – это образ Божий.

Как можно унижать образ Божий в человеке? Апостол Павел говорит – что ты смотришь на человека? Упал? Но Бог силен поставить его. А ты, осуждающий брата своего, устоишь ли? Сегодня он упал, а завтра ты можешь упасть. Где твои силы, на кого ты надеешься, человек?

Наше унижение ближнего – это против Евангелия. Наше плохое слово ближнему – преступление против Божией славы и красоты, ибо ради каждого из нас пришёл Христос, не ради какой-то нации, сословия. Он приходит на все времена и народы, чтобы мы оценили Его любовь к нам.

Те, кто смотрят с вожделением, уже преступники, не говоря о каких-то других жизненных ситуациях. Те, кто отдают взаймы и требуют обратно, тоже несовершенные люди. Бог четко и ясно даёт нам понять, что ветхое состояние жизни и образа мыслей должны уйти из нашей жизни. Всё, что шепчет нам этот греховный мир, опасно для нашего духовного здоровья. Поэтому надо изменить себя.

«А вы не так», – говорит Христос Своим ученикам. И, если мы хотим быть Его учениками, значит мы не должны уподобляться этому греховному состоянию мира, мы должны иметь новую закваску, новое учение, новые мысли, поступки и желания. Как говорили старцы 20 века, нужно себя забыть, а ближнему помочь. Об этом говорит и наша художественная литература, когда писатели переосмысляют Евангелие и через художественный образ и слово напоминают нам, что мы живём уже в христианском новозаветном мире.

А как мы поступаем? Всё так же, по-язычески? Приходя на своё место служения и общаясь в своей семье, не становимся ли мы вновь язычниками, которые мстят, завидуют, стараются с кого-то больше взять? Ведь вдруг завтра будет плохо, а надо набрать себе в житницы побольше. Своё ветхое сознание мы вносим и в новую церковную жизнь, словно не хотим расставаться со старым платьем, которое уже обветшало, дырявое и пропахло. Но нам всё хочется зацепиться за эти старые лохмотья, а они-то и не дают нам увидеть свет. От нас, увы, не благоухание исходит…

Когда читаешь слова Евангелия, переведённые на славянский язык Кириллом и Мефодием, или же в новых переводах наших великих святых, то чувствуешь и понимаешь, какое это высокое слово, как всё красиво, благородно и как это подходит к нашему сердцу! Но вот мы закрываем Евангелие, и перед нами реальная жизнь. Только что мы прочитали всю теорию, и начались испытания. Мы падаем и забываем Слово Божие. И, к сожалению, мы «так», как весь этот ветхий мир, поступаем и оставляем себя далеко от Царства Божьего, которое так все желают. Ведь никто же себе зла не желает, все хотят жить во благе, в красоте, во взаимной любви. Как же это сделать?

«А вы не так, как этот греховный ветхий мир», – говорит Христос. Будьте другими, отличайтесь принципиальной позицией быть на стороне правды и истины, жить благочестиво.  Не к великим царям обращался Христос. Его проповедь, которую передал нам апостол Матфей, была сказана простым людям, крестьянам, сказана для всех, чтобы мы поняли, как просты и понятны эти слова.  И если мы уповаем на Господа, то Его силой можем исполнить это Евангельское слово. Без Него мы не можем творить ничего, и всякое доброе дело творится силой Божией.

Но в нашей жизни получается иначе: мы живём сами по себе, а Бог Сам по Себе. Мы всё сделаем, мы сильные, творцы своего счастья, своего будущего. Так нас учит этот капиталистический строй, чтобы мы приносили прибыль, зарабатывали, брали кредиты, жили в этих оковах. Чтобы мы были «так», как ветхий мир – давали в рост и получали обратно. А если мне сделали плохо, то и в ответ получи… Так нас не отпускает этот ветхий мир. Дьявол настолько не любит Бога и Его создание, что не спит, не ест, готов сделать всё, чтобы нас погубить. А мы беспечны в этом мире, на лаврах почиваем, думаем, как хорошо всё у нас, пока мир катится в пропасть.

От нашего выбора, от нашей воли зависит будущее. Как можно быть беспечным в такой момент, когда происходит спасение твоей души!

Апостолы сохранили для нас Слово Божие с опасностью для своей жизни. Сколько раз они были биты, уничтожаемы, но шли и несли это Слово, как огонь, чтобы осиять наши сердца! Сколько мучеников вслед за ними передавали это Слово! Что и говорить! В 20 веке за то, что человек хранил у себя Евангелие, могли расстрелять. И я лично видел свидетельства документов, за что в 20 веке расстреливали людей: кто-то хранил у себя церковную книжку, кто-то портрет царя или церковный предмет. Люди хотели, чтобы Евангелие дошло до нас. Чтобы Слово Божие, которое услышали апостолы, не исчезло с нашей планеты, было доступно для нашего сердца.  Но не просто, чтобы мы как энциклопедию прочитали, ознакомились и успокоились. Нет! Чтобы это слово поразило нас своим мечом, своей правдой.

 Как часто мы завуалируем эту правду! Нам хочется, чтобы всё было под нас, как мы хотим. Приходим в храм – и свои законы здесь устанавливаем. Я так жил, и так хочу дальше жить. И накладывается беспечная ветхозаветная жизнь на новое учение, и получается ещё хуже. Человек, вроде, тянется за хорошим и не может отстать от плохого. А Господь говорит, что не может из одного источника быть два вида воды – сладкая и горькая. Источник на то и источник, что из него идёт одна вода – или чистая, или грязная. Человек так устроен – он не может быть вместилищем двух противоположных вещей: дьявольской гордости и христианской любви. Что-то в нас должно победить. Святые отцы говорят, что человек уходит из этого мира, когда в нём побеждает что-то одно. Пока в нас борется то и другое, мы живём, Небо не определится, что с нами делать. Но как только мы выбрали одно из направлений, наша участь решена, потому что мы наконец созрели, и называем всё своими именами. Когда человек сделает настоящий выбор в своём сердце – не устами, не ради лицемерия и уважения к другому, тогда наступает суд над человеком. Его сердце чётко знает – с кем он, хочет он быть с Богом или без Него.

Сегодня мы молимся апостолу Матфею, чтобы он своей молитвой помог нам не быть двоедушными, не быть ветхими и новыми, не быть теми лицемерами, которых осудил Христос. Не быть, как те города, в которых было проповедано, но они не приняли Его. Надо быть вместе с учениками Христовыми, быть на стороне Божией, благотворить, нести Слово Божие, быть миротворцами, искать повода для добрых дел. Это всё в наших руках. «Нищих всегда имеете с собою», – говорит Господь. (Ин. 12:8) И дело не только в нищих, когда мы им от своей зарплаты что-то передаём. Порой это выглядит так – мы откупаемся, возьми, только не мешай мне жить, не лезь в мою душу.

Нет, надо не так. Надо служить ближним, чтобы потратить на них своё время, которое часто уходит только на себя. Надо, чтобы это время было наполнено добром, чтобы мы хоть чуть-чуть почувствовали огромный Евангельский закон, который принёс Христос – себя забыть, ближним помочь. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Нас всех Бог называет друзьями и детьми. Он хочет, чтобы мы почувствовали Его жертвенную любовь. Всё претерпел за нас Господь, чтобы мы хоть немного изменились в своей жизни. И эта новая жизнь даёт нам   новые силы и возможности. Здесь много возможностей для творчества. Почему же мы, имея столько образований, передавая огромный человеческий опыт через школы, институты, порой забываем, что духовная составляющая решает всё? Например, быть ли вместе в браке мужчине и женщине?  Здесь не поможет экономика и знание языков, но только любовь и жертвенность. Вот, что нужно. Совсем не те многие научные знания, а то, что человек каждый день будет нести в свою жизнь. И об этом мы иногда забываем…

Прошу вас сегодня прочитать Нагорную проповедь (5 и часть 6 главы Евангелия от Матфея), заглянуть в себя и, как в зеркале, посмотреть, отражается ли закон Божий в моём сердце или нет. Пусть этот воскресный день будет посвящён внимательному изучению Слова Божия. Это и будет нашей благодарностью апостолу Матфею, что он не зря трудился, дошли до нас эти слова. А второй этап начнётся завтра, как мы эти слова исполняем. И я желаю вам, чтобы вы были не «слышатели» (Иак. 1:22) Слова Божьего, но исполнители Его. И пусть Господь укрепит всех нас в служении Евангелию, чтобы в сердце начерталось Божие имя, чтобы мы были богоносцами и не давали ветхому завету прорываться сквозь ткань новозаветной любви, чтобы наша жизнь была воплощением Божьего замысла о нас, о нашем спасении, о благородстве нашего духа и общей человеческой взаимной дружбы и любви. Я поздравляю вас всех с праздником апостола Матфея и желаю, чтобы по его молитвам Господь удостоил и нас Небесного Царства, о котором проповедовали святые апостолы. Аминь.

Слово Архипастыря в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы