Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Пост и молитва

Пост и молитва

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12, 2). Т.е. «Не подстраивайтесь под современную эпоху, не делайте вашей жизни по образу жизни мирской, не старайтесь приноровить Царствие Божие к мирскому царству».

То, что мы называем нынешним обмирщением Церкви, делается не всегда явно и не всегда заметно, но исторический путь, пройденный земною Церковью, оставляет эти страшные следы обмирщения не только на всей Церкви в различных уклонениях от того церковного пути, который указан нам уставом Церкви, но и в отдельной жизни каждого члена Церкви. Если видеть человека постоянно перед собою, то трудно заметить изменения в нём, а когда видит человек другого с перерывом, то сразу замечает те изменения, которые наложило на него время. Так и на нашей внутренней жизни, жизни духовной, эти изменения от приноравливания к жизни мирской незаметные, делаются очень заметными, когда мы сравниваем то, чем стали, с тем, чем мы были. Из многих сторон нашего внутреннего обмирщения есть одна сторона, которая имеет во внутренней нашей жизни великое значение, хотя как будто бы дело маловажное. Я говорю о нашем стремлении ввести в нашу внутреннюю жизнь рассудочности.

Дух православия постоянно уменьшался и постоянно угашался этим как будто бы малозаметным, но чрезвычайно тлетворным духом, сказать по-научному – рационализмом, а по-житейскому – рассудочностью. Эта рассудочность, которая сказывается во многих сектах, составляет внутреннюю жизнь и тех, кто решительно считает себя православным.

Есть один вопрос, к которому мы, читая жития святых, часто возвращаемся, на понимание которого так явно влияет этот дух обмирщения. Это вопрос о силе бесовской.

Если вы возьмёте церковные песнопения, если вы возьмёте жития святых, если вы возьмёте чин Таинства Крещения, вам будет совершенно ясно, как решительно, как постоянно лицом к лицу велась христианская брань с этой невидимой бесовской силой, как ясно чувствовалась, как ясно воспринималась эта потусторонняя тёмная сила, и как христиане, как некие воины Христовы, противостояли ей.

Очень подозрительно, когда из поля духовного внимания человека как бы уходит вопрос о потусторонней тёмной силе. Это не значит, что эта сила исчезает с пути человека, а это только значит, что человек допустил её в отношении себя встать так, что её стало ему не видно, но это положение в брани весьма опасное, весьма губительное. Как сказано в псалмах «Падет от страны твоея тысяща и тьма одесную тебе к тебе же не приближится». Подробно не будем останавливаться на этом стихе, но он именно об этом. Вопрос о нашем отношении к силе невидимой, духовной, действующей постоянно в нашей жизни, – вопрос первостепенного значения в деле нашего спасения.

В житии Исаакия Печерского рассказывается о великой брани с силой бесовской.

Исаакий, в миру человек богатый, всё раздал и ушёл спасаться под руководством Антония Печерского. Затворился, стал подвизаться великими подвигами: И вот однажды этот великий подвижник после молитвенного своего труда видит, как осияла его пещера и предстали пред ним множество юношей блистательных, и сказали они ему: «Мы Ангелы, а вот за нами идёт Христос». Увидел Исаакий множество светлых юношей и среди них особенно сиявшего, который и был, по указанию бесов, «Сам Христос». И сказали они ему, чтобы он поклонился этому «Христу». И он поклонился. Тогда поднялся великий шум, и тогда стали кричать ему: «Ты наш, ты наш!». И сказал этот мнимый «Христос», чтобы начали играть бесы, и стали играть, и стали танцевать и кружиться бесы вокруг Исаакия. И так замучили его, что упал он как бы мёртвый. Надругавшись над ним, ушли.

Когда пришёл Антоний и сказал по обычаю: «Благослови, отец Исаакий» – не было ему в ответ голоса Исаакия. подумал, что умер отец Исаакий, и раскопали пещеру, и нашли его лежащим недвижимым.

Он стал как младенец, он всё забыл, он разучился ходить, он разучился есть. Братия молилась и заботилась о нем. И снова стал Исаакий иноком, вновь стал подвижником, но принял образ юродства. Впоследствии вновь ушёл в затвор и явил величие и светлость духа и достиг благодатного состояния – стал преподобным.

Вот когда говорят, что Бога мы не видим, или говорят, что бесов никто не видит, как это звучит нелепо, как это звучит страшно!

Ведь обычно говорится это людьми, которые не то что Бога, не то что бесов, а своей собственной души не видят, потому что никогда в неё не заглядывали, потому что никогда в ней ничего и не пытались рассмотреть, которые всё время живут внешним! А ведь познание Бога и видение бесов через внутреннее наше бытие раскрывается. И вот, если присмотрится человек к этому таинственному иному миру через свою душу, он там увидит такие состояния, которые ему откроют, хотя и не в таких очами видимых образах, нечто столь явно происходящее от действия на душу его потусторонних тёмных сил, что никаких сомнений не останется у него в том, что это всё есть. Как однажды сказал человек, прочитав несколько книг о великих старцах и их войне с бесами, сказал «когда читал аж мурашки по коже, прочувствовал эту войну, что всё это вокруг нас». Или как прп. Нектарий Оптинский сказал одной девушке пришедшей за советом, что ей скорее надо на исповедь, потому что над ней летает множество бесов, и ее грехи их притягивают. Наша душа постоянно окружена бесами, которые постоянно нас искушают, смущают и влекут к гибели. И если мы, обычные люди, не достигнем такого состояния отчётливости внутреннего зрения, чтобы нам стала видима окружающая нас тёмная стихия потусторонняя, то это значит только, что нет достаточной тонкости и остроты духовного нашего зрения.

Но когда мы читаем жития святых, здесь всё это видим так ощутительно и ясно, что как бы некие тени начинаем видеть тех же событий, тех же явлений и в своей собственной душе. И в сегодняшнем послании ап. Павла к Римлянам мы слышали причину, по которой апостолы не смогли помочь бесноватому юноше, Господь объяснил им: по неверию вашему; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Дай Бог проходить пост с твердостью и крепостью в понимании, что вот сейчас началась война особая. До поста она была, но сейчас военные действия вошли в силу и нельзя расслабляться. Нельзя ослаблять пост, если нет на то причин, нельзя оставить молитву хотя бы внутреннюю, если даже нет время на внешнюю.

Аминь.

Проповедь отца Виталия на Воскресной Литургии 16 августа в Преображенском соборе.

Пост и молитва
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы