Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю о мытаре и фарисее

Слово Архипастыря в Неделю о мытаре и фарисее

21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее, Преосвященный епископ Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании богослужения Владыка обратился к пастве со словом проповеди:

“Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы отмечаем Воскресение Христово, и эта неделя, которая задаёт нам ритм ближайших духовных исследований и постижения Божией мудрости, называется Неделей о мытаре и фарисее. Буквально в пяти стихах Евангелия от Луки мы видим те зёрна духовной мудрости, которые необходимы для нашего спасения. Если бы это было не важно, Спаситель мира об этом бы не говорил.

 Евангелие доносит важнейшие для жизни духа слова. Всё, что нужно человеку в бытовом плане, постигается через премудрость земную – науку, прогресс, и это тоже даёт Господь. И, если мы справляемся в земном плане, то в духовной жизни, изначально повреждённой грехом, самостоятельно справиться не можем. Поэтому Господь и напоминает нам о тех законах духовной жизни, которые мы, может быть, не совсем учитываем, общаясь друг с другом и совершая своё личное спасение.

Пять простых предложений о том, как два человека, совершенно разного сословия, зашли в храм помолиться, настраивают нас на очень важные размышления. Ведь тщеславие, с которым фарисей пришёл в храм Божий, отвергнуто Богом как один из главных грехов человека. Именно тщеславие и гордыня подвигли некогда светлого ангела встать против Бога, и низверженный демон стал искусителем человечества.

Гордыня и тщеславие не дают нам чистым сердцем славить Бога, потому что вместо Бога человек ставит самого себя. И это нарушение иерархии законов бытия приводит человека к падению. Святые и преподобные отцы говорили: «Я не знаю другого падения монаху, как если он последовал самому себе». То есть самомнение, упование на свои силы и свой личный опыт, желание принимать похвалу, гордиться, в этой суетной жизни достигать каких-то великих постов, положения в обществе – всё это единая, заражающая человека, греховная сеть. Простыми словами Господь рассказал нам, как это опасно. И в то же время мы видим мытаря, который пришёл, бил себя в грудь, не смел даже посмотреть на небо, чувствуя себя грешником.

Когда мы читаем эту простую притчу, то, кажется, мы похожи и на фарисея, и на мытаря. На фарисея мы похожи по своей жизни, потому что любим принимать похвалу. Когда нас благодарят, хвалят – это так приятно сердцу! Но в то же время мы ощущаем, что мы же грешники. Потому иногда становимся на сторону мытаря, и начинаем каяться.

Покаялись пять минут, вроде, на сердце отлегло – и опять принимаем тщеславные мысли, принимаем похвалу. Опять не радуемся, не благодарим Бога, а себя тешим, что достигли каких-то успехов. Какие мы умные, образованные, знающие…

Все-таки нужно принять какую-то одну сторону, чтобы не происходило раздвоения в нашей душе. И, если мы посмотрим на опыт многих поколений преподобных отцов, то увидим, что они всегда советовали, как огня, бежать тщеславия.

Господь, жалея нас, в этой притче сказал: «И ушёл мытарь более оправданный, чем фарисей» (Лк. 18:14). То есть Господь не осудил фарисея в прямом смысле, не сказал, что это плохо. Как это понимать?

Надо помнить ещё одни слова Господа, которые Он сказал фарисеям, когда те пытались Его учить Божьему закону. Фарисеев соблазняло, что Господь не чтит субботу, исцеляет в эти дни. На эти слова Господь им говорил – хорошо, что вы чтите субботу, даёте десятину от своего достатка, соблюдаете посты. Но это ещё не всё, что нужно для духовной жизни. «И то надо делать, и это не оставлять». Другими словами, и закон Моисеев соблюдать нужно, и дела милосердия не оставлять.

Теперь мы понимаем, что фарисей был на полпути. С одной стороны, фарисей делал добрые дела, которые по закону Моисееву восхвалялись, но второе забывалось всегда. «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как этот мытарь», – говорит фарисей, тем самым раскрывая гнилость своей души. Это сравнение, осуждение, гордыня мешает человеку получить благодать Божию и воздаяние за свои добрые дела. Нередко преподобные отцы говорили, что тщеславие, как огонь, сжигает все добрые дела, которые мы делаем.

 В Нагорной проповеди Господь сказал, что если вы, как язычники, получаете похвалу за свои добрые дела, то вы уже награждены, и в Царстве Божием награды не будет. Но если мы совершаем тайно свои дела – творим милостыню, молитву и всё остальное, то это сохранено в Царстве Божием. Для людей могут быть невидимы эти дела – и хорошо. Значит, нет похвалы, нет причины тщеславиться. Но для Бога эти дела будут ценными. Поэтому Господь милостиво отнёсся к нам в этой притче, сказав, что мытарь ушёл более оправданным в свой дом, чем фарисей. То есть у фарисея тоже было что-то хорошее.

Преподобные отцы усиливают эту мысль и говорят, что, как огня, надо бояться тщеславия. Ведь неизвестно, что ещё перевесит в нашей жизни – добрые дела или злые. Пока мы хвалимся добрыми делами, которых не так много, злые наши поступки могут уже копать нам яму, «собирать горящие угли на голову», как говорит Евангелие (Рим. 12:20). Так страшно бывает тщеславие, которое поражает наше сердце.

Поистине это та ржавчина, которая незаметно, как коррозия, съедает металл, и корабль, который кажется ещё красивым, огромным, оказывается гнилым и, отплывая от берега, имеет опасность получить пробоину и утонуть в океане наших страстей, так и не достигнув своего тихого пристанища.

Поэтому не просто Церковь отменяет нам эти «два крата», в которые мы постимся, не просто так нам даётся возможность ещё несколько дней вкусить скоромной пищи. А для того, чтобы мы поняли: это принципиальная позиция Бога, чтобы тщеславие как можно дальше было от нашего сердца.

И если это возможно – а Богу всё возможно – то, ухватившись за Господа, и будем стараться, чтобы тщеславие не находило места в нас. Простая, самая короткая молитва мытаря после «Господи, помилуй» – «Боже, милостив буди мне, грешному» – легко произносится везде. Она может сопровождать всю нашу жизнь. Чувствуем опасность, чувствуем, что сердце стало неправильно по отношению к Богу, совесть что-то нам говорит, творим эту простую молитву: «Боже, милостив буди мне, грешному». И верю, что молитва, в которой мы просим милости у Бога, а значит, сознаём своё скромное достоинство, сделает чудо. Она остановит нас в нужный момент от греховной опасности, она сохранит наше сердце в мире, ибо именно с таким сердцем Бог может разговаривать, жить в нас, осенять Своей Божественной благодатью. Ведь именно по благодати Божией наше сердце наполняется добрыми мыслями, а через это и хорошими поступками, которые мы совершаем по слову царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей» (Пс. 113:9)

Всякое доброе дело и всякий совершенный дар, который мы здесь имеем – всё это от Бога. Есть замечательные слова – Господи, мы не знаем, как молиться Тебе, если Дух Твой Святый не наставит нас. То есть, не только добрые дела, которые мы совершаем, внушаемы нам  Богом, но даже и слова молитвы, которые мы произносим в Небо, мы не можем придумать сами по своей греховной составляющей жизни, но все даёт нам Дух Святой.

Поздравляю вас с наступившим Воскресным днём, с продолжающимся праздником Сретения Господня и желаю, чтобы наша жизнь была отражением Небесного света, Божией благодати и любви к людям, ибо именно так мы можем спастись. Аминь”.

Слово Архипастыря в Неделю о мытаре и фарисее
Требы
Ничего не выбрано
Продолжить выбор треб