Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 5-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 5-ю по Пятидесятнице

25 июля 2021 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, иконы Божией Матери «Троеручица», епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании Литургии архипастырь произнёс проповедь:

“Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы вспоминаем о важнейшем для любого христианина событии – о Воскресении Христовом,  изменившем  не только ход человеческой истории, но и жизнь многих людей, в том числе и нас. Вместе с этим мы отмечаем и праздник в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Этот святой образ ныне находится на Святой Горе Афон в Хилендарском монастыре, и те, кто попадают в эту святую обитель, могут в соборном храме на игуменском месте лицезреть образ Пресвятой Богородицы.

Образ Божией Матери «Троеручица» связан с именем преподобного  Иоанна Дамаскина, который был оклеветан и потерял руку от своего халифа. Ему не отдавали его часть руки до вечера, и она была выставлена на торжище, на посмешище в знак того, что человек, якобы, неправедно жил, неправильно распоряжался тем, что ему было дано… Но преподобный Иоанн испросил эту часть руки у халифа и подошёл к образу Пресвятой Богородицы, начал молиться Пречистой, и его молитва была услышана.

Замечательные слова мы слышали сегодня от апостола Павла (Рим.10: 1 – 10), который говорит о том, что когда мы молимся и благословляем Бога, то «сердцем веруем в правду», то есть сердечное наше устремление говорит о праведности, а устами мы исповедуем Слово Божие и истины христианские во спасение.

И вот наступил день спасения для преподобного Иоанна Дамаскина. С точки зрения современной медицины, это невозможно, а с точки зрения божественного Промысла, который воскрешал мёртвых, это возможно. И молитва преподобного была услышана. Он, приложив часть руки к своей оставшейся руке, заснул и во сне увидел Божию Матерь, Которая  сказала ему слова поддержки и утешения. А когда проснулся, то часть руки его срослась с телом. Говорят, что после этого он написал замечательное песнопение «О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и челове́ческий род, Освяще́нный Хра́ме и Раю́ Слове́сный, Де́вственная похвало́, из Нея́же Бог воплоти́ся и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш…» Этот гимн Божией Матери мы исполняем во дни Великого поста, и он является одним из любимых песнопений нашего народа. Но тогда мы получили себе в поддержку и утешение образ Пресвятой Богородицы, перед которой молился Иоанн Дамаскин. У этой иконы большая история, и последнее её пребывание относится к Святой Горе Афон. Множество людей притекают туда и видят на этой иконе выполненную из серебра третью руку. Это рука Иоанна Дамаскина – та часть, которая была усечена халифом. Если же мы постараемся увидеть духовный смысл, то обратимся к словам церковного песнопения, в которых воспевается этот образ: Пресвятая Владычице Богородице! Мы видим Тебя, изображённую на иконе, где Ты двумя руками обнимаешь Сына Своего, Богомладенца, а третью руку простираешь к нам, на наши нужды и печали откликаешься Своей помощью.

И эта помощь Пресвятой Богородицы выражается как бы третьей рукой, которую приложил Иоанн Дамаскин. Конечно, мы не усваиваем Божией Матери какую-то третью руку и не делаем из неё чего-то того, что не соответствует человеческому образу. Но сам поэтический образ поддержки и молитвы о нас Божией Матери выражается именно таким состоянием.

Что значит –  подать руку помощи? Сегодня мир чаще откупается от добрых дел, нежели сам участвует в них. Нередко слышно, когда люди, к которым обращаются за помощью, дают деньги и говорят: «Возьмите деньги, пусть они вам помогут, сделайте то, что нужно, а у меня времени нет». Чаще всего люди не прилагают своего сердца к помощи ближним, а откупаются от них тем, что у них есть. Иногда мы, может быть, даже вынуждены откликнуться на просьбу наших родных или друзей. Чаще эти просьбы бывают не вовремя, в момент, когда мы заняты своими делами, нас вдруг отрывают от этих важных дел и говорят – помоги. И как бывает непросто оторваться от комфорта и потратить своё время и силы на помощь кому-то.

Сколько у нас сегодня больных! Как жаль наших врачей и медсестёр, ведь они вынуждены оказывать помощь такому количеству людей, что у них уже не хватает милосердия! Они становятся чёрствыми, не могут видеть тысячи страданий людей, которые попадают к ним, и сердце закрывается, не в силах выдержать того напора страданий, которые захватили человечество…

И вдруг каждый из нас так спокойно и свободно обращается к Божией Матери и говорит: «Помоги!» Вспомним, сколько раз в своей жизни мы обращались к Богу и Царице Небесной: дай, помоги, мне плохо.   Мы даже не задумываемся, сколько нас таких, которые просят… И образ «Троеручицы» напоминает нам о том, что, в отличие от нас, Царица Небесная всегда простирает руку помощи, несмотря на то, сколько бы нас у Неё ни было  и как много бы мы ни просили. Мы надеемся, что наши прошения к Ней будут услышаны.

Но если мы так надеемся, то не стоит ли и в своей жизни сделать нечто, чтобы и мы научились слышать просьбы окружающих, чтобы наше сердце не отворачивалось от ближних.  Может быть, наоборот,  стоит  посмотреть  на наших ближних  и увидеть в них образ Божий? Именно ради этого образа Божьего, ради восстановления гармонии в человеке приходил Спаситель мира на землю, страдал, погибал за нас. Как мы откликнемся на Его Страдания и подвиг?

Лучший отклик – это исполнить заповедь Божию: возлюбить ближнего, как самого себя. Думаю, если бы Господь пришёл ещё раз на землю, но не судить, а спасать мир, то следующая заповедь была бы о том, чтобы просто возлюбить ближнего. Ведь  «как самого себя» было сказано для ветхозаветных людей. Это они не готовы были любить ближнего, но любили себя. И поэтому Господь, обращаясь к этим окамененным сердцам, говорит –  полюби, хотя бы как самого себя. Себя же ты не ненавидишь, заботишься о том, чтобы тебе было благо, чтобы ты был в комфорте, радости, гармонии. Если ты всего этого себе хочешь, пожелай это и ближнему своему, ведь он тоже образ Божий!

Вот, о чём говорил Господь. Он пришёл, чтобы возлюбить не как Самого Себя, а чтобы просто возлюбить этот мир. И возлюбил именно делами, тем, что близко и понятно человеку, оставив нам Слово Своё, которое помогает нам во спасение.

Будем помнить, что каждое наше доброе дело приближает нас к Богу и делает способными воспринять Божию любовь, милосердие и все те добродетели, которые так необходимы человеку для спасения.

С праздником Божией Матери «Троеручица», с памятью мучеников Феодора варяга и Иоанна. Они пострадали за пять лет до Крещения Руси в Киеве, отказавшись почитать языческих богов, и  были  принесены в жертву князем Владимиром. С этого времени началось размышление князя о том, где истинная вера – в этих идолах или существует Некто больший, ради Которого христиане идут на смерть? Сегодня мы отмечаем память Феодора и Иоанна – первых мучеников до Крещения Руси на нашей земле. Князь Владимир принял на себя большую ответственность за наш народ, поменяв веру на спасительную, истинную.  Он был не только просветитель, но и сильный благотворитель. Вся дальнейшая его жизнь в Крещении под именем Василия была ознаменована множеством добрых дел, о чём говорит летопись первых веков христианской веры на нашей земле.  Будем же помнить свою историю и хранить память о великих русских святых, которые даровали нам огромную милость – пребывать в истине, совершать добрые дела, прекратить языческие жертвоприношения, в том числе человеческие смерти, и стремиться к Богу, к духовной жизни, к Царствию Небесному. Аминь».

Слово Архипастыря в Неделю 5-ю по Пятидесятнице
Требы
Ничего не выбрано
Продолжить выбор треб