Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 33-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 33-ю по Пятидесятнице

24 января 2021 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Преосвященный Нестор, епископ Тольяттинский и Жигулёвский, совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании Литургии Преосвященный Владыка обратился к пастве с душеполезным словом:

«Дорогие отцы, братия и сестры, продолжая праздник Крещения Господня, мы слышали сегодня в Евангельском чтении, как Христос вышел на общественную проповедь служения этому миру, чтобы дать заповеди Божии, по которым люди новозаветные должны жить в этом мире и идти в Царство Божие.

Сегодня перед Евангельским чтением замечательные слова говорит апостол Павел в своём послании к Ефесянам (Еф., 4: 7-13). Кто готовится к службе и заранее смотрит отрывки из чтения Священного Писания, тому становится яснее и понятнее, о чём идёт речь.

Из сегодняшнего послания апостола Павла мы слышим такие слова: каждому из нас дана благодать по мере дара Христова, и Христос поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных наставниками и учителями. Для чего? К совершению святых, на служение, в созидание Тела Христова. И далее добавляет, что всё это нужно для того, доколе все мы придём в единство веры и познание Сына Божьего. Такое глубокое слово даётся нам для размышления о том, что делает Господь для нашего спасения.

Послушайте: каждому из нас дана благодать. Никого Господь не пропустил. У каждого из нас есть благодать Божия. Это те самые Евангельские таланты, о которых Господь говорит в притче (Мф. 25: 14-30). По мере дара Христова один получает один талант – меру серебра, по древнему исчислению, другой –  три, иной – пять. Это дары Духа Святого, которые есть в нас. И, благодаря этим талантам, этой благодати Божией Господь каждого ставит на своё место, даёт столько премудрости и, как мы говорим, даёт своё призвание, чтобы мы служили друг другу. И одни становятся апостолами, другие пророками, иные – пастырями и учителями. Но для чего всё это делается?

Господь даёт благодать и таланты не для того, чтобы мы закопали их в землю. Другими словами, не для того,  чтобы мы использовали их для этой временной земной жизни. Всё, что даёт Господь, Он даёт для Вечности. Словно путник, человек идёт в дорогу, и ему нужны средства – деньги, чтобы проехать, проплыть, перейти границу и дойти до своего дома. И дальше апостол Павел говорит, что Христос дал эти таланты не всуе, не напрасно. Он говорит, для чего даются эти таланты.

Во-первых, «к совершению святых». Что это такое? В другом месте послания апостол называет всех братьев во Христе святыми. Они освящены Богом, он идут ко Христу, и Он, по слову Иоанна Богослова, прощает нам грехи, если мы веруем в Сына Божьего и исповедуем, что мы грешники и действительно нуждаемся во спасении, в исцелении нашей души. «Кровь Агнца Божия очищает нас от всякого греха» (1Ин 1:7), – говорит апостол Иоанн Богослов.

Святые – так к нам обращается апостол Павел. Конечно, мы понимаем, что сегодня мы ещё далеки от святости. Но такое было употребление этого слова. Те, кто пришли ко Христу, их Господь освящает, и человек просвещается. «К совершению святых» – то есть мы должны быть совершенными в этом мире.

Именно так и говорит нам одна из важнейших заповедей Господа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). Эта заповедь дана всем: и простым, и знатным, учёным, и людям разной национальности и языка, монахам и мирянам – всем дается заповедь стремиться к совершенству. Поэтому, пока мы ещё не совершенны, Господь поставляет нам учителей, пастырей, евангелистов, чтобы мы слушали их и усовершали свою жизнь, свою душу. Далее апостол говорит, что всех этих благодатью исполненных людей Бог поставил для того, чтобы они служили. На служение поставил. То есть все мы, священнослужители, являемся не просто служителями Божьими, а мы призваны на служение народу Божьему. И каждый из нас, кто получил талант Божий, должен употреблять его не просто для себя в эгоистических целях, а на служение ближним. Даже Ангелы у Бога называются служебными духами. Они исполняют волю Божию для спасения этого мира и промышления Бога об этом мире.

Таким образом, правильно Господь называет всех нас братьями и сестрами. У нас здесь нет начальствующих. Господь наш Иисус Христос – Глава нашей Церкви. Господь нас называет своим Телом, а Он – Глава. Мы все являемся частью этого Тела. Как замечательно об этом говорит апостол Павел, что один рука, другой око или ещё какой важный орган (1Кор. 12:12). Мы не можем существовать друг без друга!

Поэтому дальше, когда говорится, что это служение дано для того, чтобы все пришли в единство веры, говорится обо всех, а не о ком-то одном. Значит наше служение в том, чтобы мы спасались все вместе, а не каждый поодиночке. Вместе – когда мы чувствуем себя частью большого духовного организма, когда в храме мы ощущаем себя в родном доме у нашего Небесного Отца. Здесь все мы получаем от Бога благодать, которая даёт нам чувствовать ближайшее тяготение друг к другу, в единстве веры и любви.

Ведь именно к этому и направлено служение всех апостолов, учителей, евангелистов. До сих пор мы читаем их замечательные поучения, которые превосходят своей мудростью современные книги. И, оказывается, всё это нужно для того, чтобы нам прийти в единство веры.

Послушайте только – единство веры! Никаких разностей, никаких иных религий, никакой другой альтернативы. Только одна вера, один Христос. И мы должны хранить в единении эту веру так же, как сегодня пели и исполняли “Символ веры”. Нам не нужно никаких других богов. Един Бог Истинный, Который сотворил это небо и землю. И самое важное, что всё это делается не только для того, чтобы мы правильно веровали, но и познали Сына Божьего. То есть, мы должны познать, Кто есть Бог. И этот Бог не отдельно от нас, где-то на облаках, а Он с нами пребывает и сегодня, здесь, за Божественной литургией. Особенно те, кто причащаются, чувствуют это единение, веру и единство Божие.

Милость Божия во всём нас окружает. Господь не просто пришёл и спас нас, взяв грехи мира на Себя. Он сделал так, чтобы мы опирались друг на друга, чтобы мы хватались за учителей, пастырей, чтобы мы не просто так исполняли какие-то предписания, как в Ветхом Завете – не убей, не укради, но говорится, «к совершению святых». Речь идёт о пути, о духовном возрастании. Не просто, исполнили пост – и всё, я уже в Царстве Божием. Не так. А так, чтобы было единение веры, чтобы мы чувствовали, что Бог с нами.

Ведь все учителя, пастыри нужны не для земной жизни. Когда мы приходим с бытовыми вопросами – на эту работу устроиться или на другую, идти в путешествие или отложить, жениться или нет, то это всё земное. Но Господь говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33). Поэтому, как мы видим из этих слов, пастыри нужны не для того, чтобы совершались наши земные дела, а для того, чтобы нас вести ко Христу. Вот их задача. И когда мы на пустое тратим время с батюшкой, рассказываем ему различные житейские истории, то мы теряем время для познания Сына Божьего, мы не тем занимаемся. Вспомним ещё раз слова апостола, что нам всем дана благодать, поэтому все наши земные дела с мудростью, с молитвой Господь поможет совершить.

Но если мы не знаем своей веры, если не учимся жить со Христом, то что мы делаем в храме? И здесь священник – наш проводник к Богу. Он даёт возможность познать Сына Божьего, познать, Кто есть Святая Троица, научить нас молиться не только за себя, но даже и за врагов, как заповедовал Христос и говорил апостол Павел. Учить жить благочестиво – вот задача священника.

Когда за Божественной литургией звучит песнопение «Единородный Сыне», священник читает: «И сподоби, Господи, всех, здесь предстоящих, которые собрались больше чем двое или трое во имя Твоё, сподоби их все свои благие желания во благое исполнити, придти к познанию Истины, и в будущей жизни даруй им вечную блаженную жизнь». Эти слова, написанные Иоанном Златоустом, дают нам возможность уразуметь, как мудро устроена Церковь, и каждому в ней даны дары благодати Божией.

Не надо скорбеть и плакать, что что-то не получается. Это значит, надо усерднее молиться, больше читать святых книг, стараться искать благочестивых людей, чтобы они наставили в правильном понимании Слова Божьего и того, как жить здесь. Искать пастырей, учителей Церкви, которые дадут возможность нам усовершенствоваться в духовной жизни и, конечно, почувствовать единство веры.

Без этого единения нам сложно каждому поодиночке плыть на своей маленькой лодочке в Царство Божие. Есть огромный ковчег, корабль, называемый Христова Церковь, где все мы вместе и должны устремляться в тихую пристань Царствия Небесного.

Я желаю всем вам не терять главного, духовно возрастать, стараться понять, как устроен этот мир и как Бог промышляет о нём. Какое место мы, люди, занимаем на земле и что нужно для того, чтобы жить на Небе. Если мы будем каждый день проделывать эту хорошую работу над собой, то верю, Господь никогда не оставит нас. Ведь Он уже послал множество Своих благодатных служителей, которые помогают нам идти в Царствие Божие. Будем же спасаться в единении веры и любви, по слову преп. Сергия. Я поздравляю вас с прекрасным праздником Воскресения Христова и желаю, чтобы свет Божий всегда сиял в наших сердцах, и мы чувствовали близость и любовь к нам нашего Господа. Аминь».

Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы