Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово архипастыря в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

Слово архипастыря в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

17 января 2021 года епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе. В своей проповеди, произнесённой накануне праздника Богоявления, Владыка коснулся важных моментов в духовной жизни человека – как приготовить в своём сердце путь Господу, какие нужно создать условия, чтобы благодать Божия могла бы освящать нас.

“Дорогие отцы, братья и сестры, я всех вас поздравляю с Воскресным днём и с памятью 70-и апостолов. Сегодня, в последнее воскресенье перед Богоявлением, мы слышали начало Евангелия Господа нашего Иисуса Христа, то есть начало благой вести, с которой Спаситель мира вышел на общественную проповедь Своего служения. Начинается Евангелие проповедью святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, который ради того, чтобы исполнить всё в деле спасения мира, возрастал духом в пустыне, совершал молитвы и был великим постником, так что Спаситель мира называет его «большим из всех, рождённых женами» (Мф.11:11). Проповедь Иоанна Крестителя начинается словами пророка Исайи: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его…» (Мф 3:3)

Удивительные слова говорит пророк Исайя, и его пророческую книгу часто называют пятым Евангелием. Пророк Исайя настолько точно описал пришествие в мир Спасителя, включая Его страдания, что можно предположить – он словно лицезрел всё перед своими глазами. И Иоанн Предтеча берёт слова пророка в начало своей проповеди.

Мы знаем и часто говорим о том, что Бог идёт к нам. И в празднике Рождества Христова мы так и говорим – Христос пришёл на землю, встречайте Его! Он, пришедший с Небес, здесь. Радуйтесь, принимайте Бога. И мы говорим, что Господь нам первый подает руку помощи. И вдруг в этих словах – «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его» – мы видим, что не только Божий призыв определяет спасение человека, но и человек тоже со своей стороны должен сделать шаг к Богу. Без этого шага не наступает спасение.

Мы знаем, что много людей своей свободной волей не выбирают быть с Богом. Они не делают этого шага. Мы их не осуждаем за это, но скорбим о том, что люди не видят того, что Свет пришёл в этот   мир – свет Божественного славы, вечной радости и благости. И, оказывается, что нам нужно сделать шаг к Богу, нужно исправить то, что мешает нам быть с Богом.

Конечно, Иоанн Предтеча говорит о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф, 4:17) Дальше больше – он называет своих соплеменников животными, которые убегают и никак не хотят быть со своим Богом: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3:7) Наоборот, надо исправить свою жизнь через покаяние, через то Иоанново Крещение как свидетельство и намерение жить по-другому. Поэтому люди шли и, исповедуя свои грехи, крестились у Иоанна.

Слова Пророка остаются актуальными до сего дня. Я думаю, если бы Иоанн Предтеча жил в наши дни, то он выступил с этими же словами. Но интересно то, что первая часть послания святого пророка Исайи начинается словами: «Глас вопиющего в пустыне» (Ис. 40:3). Удивительно. Мы же так привыкли к этим словам, что думаем – да, Иоанн Предтеча пришёл из пустыни. Но за этими словами стоят более глубокие смыслы. Скажите, а кому вопиет человек в пустыне, если никого нет? Кому звучит этот голос? А я бы добавил – «глас вопиющего в пустыне» людской. То есть, когда людей много, но этот голос никто не слышит, его никто не принимает. Как и говорит тот же пророк Исайя, что глаза людей сомкнуты и уши закрыты.

Был такой древний философ, живший в 4 веке до Рождества Христова, – Диоген. Он однажды взял факел и днём пошёл среди людей со словами: «Ищу человека!» Уже тогда, ещё за несколько столетий до Христа, философы, не просвещённые христианской верой, но имеющие мудрость и опыт, видели, что люди представляют из себя пустыню. То есть ты находишься рядом с людьми, но с ними даже не о чем поговорить – они не интересны, потеряли соль, своё содержание, смысл, стали пресными… Человек потерял тот образ, красоту, гармонию, которые в нём должны быть – вот свидетельство Ветхого Завета.

Ищу человека! А его нет. Нет настоящего человека: не лицемера, не лжеца, не завидующего, а такого, который мог бы действительно сделать или дать что-то полезное моей душе. Потому Иоанн Предтеча не просто обращается – исправляйтесь. Он предупреждает нас, как бы эта проповедь не стала гласом вопиющего в пустыне, не оказалась бы тщетной. Принимает ли человек эту проповедь, это начало Евангелия Господа нашего Иисуса Христа?

Сегодня, находясь в предвосхищении праздника Богоявления, когда все мы хотим от молитвы, от освящения воды получить благодать Святого Духа, мы должны услышать голос пророка Исайи – покайтесь, очистите сердца, выпрямите свои души, сгорбленные грехом, скрюченные страстями – и тогда приготовьте путь Богу.

Не Бог готовит путь нам, а мы должны приготовить путь к Богу, впустить Его, стоящего у дверей нашего сердца, чтобы Он мог вечерять с нами. Надо сначала создать условия для того, чтобы Бог пришёл в нашу жизнь. «Прииди и вселися в нас», – говорим мы в молитве Духу Святому. Ибо Дух Святой действует в Церкви Христовой, но без нас Бог не спасает нас.

Будем же исправлять свою жизнь, наши пути, как называет их Иоанн Предтеча, будем готовить наше сердце, чтобы благодать Божия всегда могла освятить нас и пребывать в нас. Ибо нет общения Христа с велиаром, и свет со тьмой не соединяется. Мы либо идём к Богу, либо уходим от Него. И пусть наш путь к Богу будет ровный, красивый, добрый, правдивый – и Бог поможет нам.

Я поздравляю вас с этими праздниками, с наступающими днями Богоявления Господня и верю, что если от нас будет хоть немного желания, хоть немного дел, молитвы и исправления своей души, то Бог поможет нам в нашем спасении и спасении всего мира. Аминь”.

Слово архипастыря в Неделю 32-ю по Пятидесятнице
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы