Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании богослужения архипастырь произнёс проповедь на слова новозаветных богослужебных отрывков:

 Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас с Воскресным днём!  Мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа, которые Он оставил нам для назидания и спасения наших душ. Главное внимание в сегодняшнем евангельском  чтении было обращено на притчу о милосердном самарянине,  которая говорит о том, что дела милосердия и любви к ближним должны быть нелицемерными, искренними, не взирая ни на положение, ни на национальность, ни на взгляды. Милосердие, которое проявляет к нам Господь, должно проявляться  в  милосердии к ближним, потому что заповедь о любви к Богу и ближнему находится в единой связи. Эта заповедь неразрывна – если мы хотим любить Бога, то должны любить и Его образ в этом мире. А это человек.

Но я бы хотел обратить внимание сегодня на слова, которые говорит апостол Павел в послании к Ефесянам. (Еф. 2, 4 – 10) Он говорит, что Господь приходит в этот мир и спасает этот мир только лишь потому, что у Него есть любовь к нам. И апостол Павел говорит не просто о любви, а добавляет – «по великой любви к нам, грешным». Господь не просто так взирает на наши дела, как мы тут управляемся в этом мире. Он не просто любит нас, как любят родители или ближние. Евангелие называет отношение Бога великой любовью. И это сразу должно нас настроить на то, что Бог не случайно, не просто так приходит в этот мир. Он приходит с определённой целью:  чтобы мы почувствовали Его любовь и могли бы ответить на неё нашими добрыми делами, верой, благочестием, правильным отношением к ближним, молитвой к Богу, которая нас облагораживает и освящает.

Вместе с тем апостол Павел говорит, что смерть в нашем мире имеет двоякий характер. Она касается не только тела. И здесь надо услышать апостольское слово: Господь пришёл к нам, мертвым, через преступление, которое совершили мы. Посмотрите, как интересно! К нам, мёртвым, пришёл Господь…Вроде бы, мы все живы.  И ответ здесь очень простой, кто понимает, что человек состоит из души и тела. Смерть касается не только тела, разрушения нашей плоти, но касается и души. Оказывается, есть смерть души. И в отличие от тела, которое смертно, душа наша бессмертна. Поэтому смерть по отношению к душе Священное Писание объясняет таким состоянием, когда человек, словно мёртвый. Его душевные качества, состояние духа мертвы. Даже чувства, которые мы часто относим к душе, например, скорбь о ближнем, сострадание… Этого нет в нашем теле, как тело может сострадать? Оно может испытывать боль, но сострадать оно не может. Значит, это часть нашей души, того духовного состава, из которого состоит человек.

Оказывается, когда мы согрешаем, страдает не только тело, но наиглавнейшим образом страдает душа. И так как она бессмертна, Бог её воззвал из небытия к бытию, то она не умирает, но испытывает такое страшное состояние, которое люди называют отчаянием, унынием, а по-мирски депрессией. И другие, подобные этим, состояния духа, когда человек не чувствует радости и гармонии в самом себе. Мертвые своими преступлениями… Мертвость – это состояние духа, которое иногда святые отцы называют окамененным  нечувствием. Это состояние проявляется в нас, когда мы уходим от Бога, нарушаем Богом данные заповеди, когда следуем самим себе, и наша гордыня застилает нам Небо и людей.

В этом состоянии Бог оставляет человека, чтобы он увидел, может ли он один справиться с этим злом, которое есть в мире. И человек должен через потерю благодати понять, что он один в этом мире сделать ничего не может. Он не может даже волосы на своей голове сделать из белого чёрными или из чёрного белыми, как это говорит Господь. Не в смысле, чтобы покраситься (этому мы научились), а чтобы владеть этим миром, его законами, жить бессмертно.

Многое у человека не получается в этом мире, потому что он достаточно  слаб, чтобы владеть стихиями.  Буквально вчера пострадали люди в Британии, когда разразился большой шторм. Человек достаточно хрупок даже просто перед явлениями природы, не говоря уже о том, чтобы покорять вселенную.

Апостол Павел нам говорит, что есть два пути – путь жизни и путь смерти. Каким кто выбирает идти. И нам святые отцы говорят, что надо идти путём жизни. А почему? В сегодняшнем послании апостол Павел открывает нам ещё одну цель, с которой сотворён человек и ради чего появился на этой земле.  Он говорит: «Человек создан добрым Богом, – и добавляет, – во Христе Иисусе для добрых дел». Это наша природа. Мы изначально добрые, изначально святы, мы сотворены так, чтобы чувствовать и видеть Бога. Во всяком случае, Адам с Евой все эти качества имели. Человек по своему призванию должен являть добрые дела в этой жизни, противостоять злу и сохранять единство со своим Богом, который даровал нам бессмертную жизнь.

Но грех, который совершили прародители, разрушил эту гармонию, и человек очень быстро склонился на зло. Эта греховная составляющая проникла, как яд, во всех нас. Апостол Павел говорит о том, что пришествие Господа нашего Иисуса Христа Сына Божьего, Его Страдания и Воскресение разрушили всю демонскую силу, остановили зло, чтобы мы могли вернуться в высокое христианское достоинство. Ведь мы созданы для добрых дел, ведь Господь по Своей великой любви к нам пришёл на эту землю. Он оставил нам самое главное, что нужно нам как руководство ко  спасению.

Господь предлагает нам вступить в Новый Завет, который скреплён Его Страданиями ради каждого из нас. И нам сегодня, слушая слова апостола Павла, нужно откликнуться на это замечательное приглашение Бога жить с Ним всегда в благости, счастье, красоте, гармонии. И для этого мы должны преобразиться и стремиться к Небу. Некогда совершать плохие поступки, ибо наша жизнь должна быть  наполнена Божией любовью и Его благостью. И этой великой любви у Бога достаточно для каждого из нас. Он со Своей стороны уже показал Свою любовь, а мы ещё не всё показали Ему. Мы ещё должны ответить на эту любовь. А как?

Это сказано в сегодняшней притче. Каков бы ни был рядом человек, как бы он ни страдал, был ли болен или потерялся в пути, или не имеет средств для жизни, мы должны как милосердный самарянин откликнуться на эту составляющую человеческой жизни. Мы должны заметить рядом с собой страждущего, скорбящего, нуждающегося человека, не пройти мимо. И таких, кто не имеет возможности жить достойно, в достатке, у нас много. Они стараются что-то делать, но у них не получается. Может быть, из-за того, что они не обрели Бога в своей жизни. Для этого и есть христианское сердце, наше любящее Бога сердце, чтобы откликнуться на страдание ближнего, чтобы быть неравнодушными  к тому, что происходит вокруг нас.

Как Бог – Творец, так и мы должны созидать. Истинные христиане во все века созидали, они старались помогать, поддерживать. Ходили к заключённым, в темницы, а после установления свободы вероисповедания уходили в пустыни, в горы, строили монастыри, чтобы там, живя благочестиво, посвятить свою жизнь Богу и ближним.

В нынешние времена, когда мир сотрясают различные течения, войны, экономические потрясения, мы должны объединяться для добрых дел. И слава Богу, что у нас есть время и свобода совершать эти добрые дела. Так мы можем откликнуться на призыв Божий к Его Небесному Царствию. И я верю, что если Господь проявил к нам великую любовь, то мы, когда-то мёртвые в своих греховных преступлениях,  призваны оживотвориться во Христе Иисусе. Именно так апостол Павел и обращается к христианам: «Вас Бог воскресил от этой греховной смерти Господом Иисусом Христом. И это не от вас…», дабы мы не оказались теми же фарисеями, которые оправдывают себя внешними делами. Апостол Павел говорит: «Это Божий дар» для нас. Это ни за какие наши заслуги, у нас нет ничего, что бы мы могли заплатить Богу. Весь этот мир Его. Мы сюда пришли без всего, тело нам дали. И уйдём тоже, оставив всё, понимая, что этот мир  лишь средство для нашего спасения. Господь специально ничего нам не оставляет, когда мы уходим из этого мира. Не только потому, что это всё Его, но чтобы сердце наше не влюбилось в материальное, что оно не обладало нами, и мы забыли бы об истинном источнике благ – нашем Боге.

Поэтому Господь даёт нам время использовать Им созданный мир для спасения Своей души. Вот и будем пользоваться. Воскрешённые от греховных дел Страданиями Господа нашего  и Его Кровью освящённые, будем совершать добрые дела не потому, что это наш подвиг, а потому, что это ответный шаг человека на любовь Бога, которую Он явил через Свои Крестные Страдания и Смерть. И сегодня, в день Воскресения Христова, полезно помнить нам об этом Божественном подвиге ради нашего спасения, славословить нашего Творца, благодарить за премудрость, за радость, которую мы испытываем, когда освобождаемся от греховной тьмы и открываем своё сердце для ближних, для добрых дел.  Поверьте, даже простая молитва за тех, кто сегодня несчастен в мире, уже создаёт в нашем сердце добрую атмосферу для спасения. Так будем же использовать эти прекрасные духовные возможности для того, чтобы быть с Богом, для той непреходящей радости, которую ощутили святые апостолы в день Воскресения Христова. И этой радости, как сказано, никто не отнимет. Наш Творец и Создатель всё премудро сделал для того, чтобы все мы, не кичась и гордясь своими достижениями, а имея искреннюю, ответную любовь к Нему, пребывали в вечном счастье и блаженстве, которые уготованы любящим Его. Аминь.

Слово Архипастыря в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы