Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 7-ю по Пасхе

Слово Архипастыря в Неделю 7-ю по Пасхе

13 июня 2021 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, святых отцов I Вселенского Собора, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании Литургии  владыка  произнёс проповедь:

Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днём, попразднеством Вознесения Господня и с памятью отцов I Вселенского собора. Память отцов (по преданию, их было 318) как нельзя лучше приходится на дни между праздниками Вознесения и Святой Троицы. Так Церковь, вспоминая Вознесение Господне и обетование дать ученикам Духа Святого, предлагает нам пример тех, кто своей жизнью принёс плоды Духа. Это святые отцы, бережно сохранившие переданную от апостолов  веру в Господа нашего Иисуса Христа.

В первые века христианства большая часть проповеди апостольской передавалась из уст в уста. Многие пересказывали деяния, Страдания и Воскресение Господа не точно, и это рождало много разномыслий. Появилось множество разных мнений и течений. Поэтому, чтобы не заблудиться, не запутаться в том, что передано нам Богом как Его Послание этому миру, святые отцы самые важные части вероучения, которое мы называем догматами – истинами нашей веры, зафиксировали в Символе веры, который был принят на I и II Вселенском соборе. Первый Вселенский собор даёт нам осмысление, Кто есть Бог.

Кто же Он такой? Церковь однозначно говорит о том, что Иисус Христос – это Бог и Человек. Это Бог, Который взял на Себя человеческое естество, воплотился, вочеловечился, и сделал это для того, чтобы избавить нас от греха, исцелить человеческую природу, которая была повреждена грехом. Как врач вынимает занозу или убирает инфекцию из болеющего организма. Но для того, чтобы убрать, надо иметь знания, специальную квалификацию, как мы бы сейчас сказали. А для этого надо понимать, что мы хотим вылечить.

Бог – Создатель человека. Он не только знает, как мы устроены, ибо Сам нас такими устроил, но Он ещё и знает, как нам помочь. Его любовь и милосердие настолько сильны, что Он Сам принимает человеческую природу, воплощается, рождается в этот мир, как и все дети, живёт среди нас, а потом за несколько лет до Своих Страданий начинает учить о тайнах Царствия Божьего. Он возвращает человека к пониманию правильных отношений с Богом. Адам в раю, к сожалению, выстроил преграду между собой и Богом. Так грех, войдя в жизнь человека, сделал его смертным. И яд греха до сих пор в нас действует. Мы умираем своим телом, оставаясь бессмертными душою, сотворённой по образу Божьему.

Бог не хочет видеть человека страдающим. Поэтому Он приходит и в первую очередь исправляет причины, по которым это произошло. В человеческом естестве, которое Господь принял от Девы Марии, нет греха, ибо Бог исторг грех из человеческой природы. Именно с этой человеческой природой, с человеческим естеством после Своего Воскресения Бог возносится на Небо. И эта наша человеческая природа теперь пребывает в божественной славе там, где Бог был всегда.

Пока эта слава нам ещё не открыта, ибо мы живём на земле, которая, по слову Господа, вся пребывает во зле. Но Господь и Сам был в этом горниле испытаний, и Сам, общаясь с людьми, иногда взывал: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). Поэтому Он не устрашает нас состоянием жизни на земле, а говорит о том состоянии, в котором пребывало всё человечество: тьма, невежество, отсутствие богопознания, беснования, болезни, войны, смерти. В такое состояние мира пришёл Господь, и теперь Он преображает всякого, кто по вере в Него начинает жить и слышать Его слово, которое Он произнёс на земле.

Господь оставил нам Своё учение, как быть в гармонии с Богом и этим миром. Замечательные слова произносит священник на каждой Божественной литургии, когда молится Господу о своей пастве: «Господи! Все мы здесь двое или трое собрались во Имя Твое. Ты сказал, что Сам будешь посреди нас. Наставь нас, приведи нас в этой временной жизни к познанию Истины и в будущей – к жизни вечной». Сам Спаситель мира говорит, что это и есть жизнь вечная – « да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:2), Который спас этот мир от проклятия, страданий и смерти.

Если мы стоим в этой истине, то у нас есть вся уверенность и надежда, что Бог сподобит нас и жизни вечной. Но, уклоняясь от истины богопознания, мы становимся на опасные пути искушений, лукавства, зла, и тогда дьявол обязательно найдёт, что нам предложить, как некогда предложил запретный плод Адаму и Еве. Мы не сильнее Адама с Евой, а они пребывали в гармонии с Богом. Это говорит о том, что зло активно действует вокруг нас. Как железо подвергается  ржавчине, потом распадается и становится не нужным, если не защищает себя. Так и человек постепенно деградирует и разрушается, если уходит от истины, от правды и заповедей Божиих, от голоса своей совести. Если телом такой человек ещё жив, то душою представляет собой уже живой труп. Все его дела – зло, слова страшны, а отношение к людям безобразно…

Но Бог меняет положение вещей в этом мире. Чтобы исцелить греховное состояние, Он воплощается и пребывает с нами, «полный благодати и истины» (Ин. 1:14). Он учит нас познанию истины, чтобы мы знали, кто наш Бог, как нужно достодолжно поклоняться Ему, любить Его и сердце своё устремлять к тому, чтобы спастись самим, и, если можно, помочь спастись окружающим.

Отцы I Вселенского собора истолковали и дали нам Символ веры – самое краткое и сжатое учение о нашем Боге. Вспоминая их, мы ещё и ещё раз прославляем Бога, Который дал им благодать и мудрость, послал Духа Святого на этих святых отцов и всех учеников Христовых, которые сохранили эту истину и жили сообразно с заповедями Божьими.

Наше время – это тоже время свидетельства. Символ веры уже написан, нам не надо его придумывать вновь. Но нам надо жить сообразно вере, которую мы исповедуем. Наше время не слов, а дел. Оно посвящено тому, чтобы добрыми делами и крепкой верой мы спаслись. Сегодня в апостольских деяниях мы слышали: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:33). Поэтому будем отдавать – добрыми словами, поддержкой, молитвой за ближних. Будем участвовать в жизни других так, чтобы это участие стало для нас источником радости. Ибо кто отдаёт, тот становится в разряд блаженных людей, приобщается к свету и святости и сам становится новым преображённым человеком. Именно этого хотели все, кто веровал во Христа – изменить свою жизнь, сделать её сообразною Божиим заповедям и законам. И это даёт нам возможность попирать зло этого мира, наступать на всякую косность, лицемерие, ложь и быть на стороне истины.

Призываю вас сохранять веру в истинного Бога и творить много добрых дел для того, чтобы очистить свои сердца и достойно встретить грядущего во славе Господа нашего Иисуса Христа во Втором пришествии Его. Аминь.

Слово Архипастыря  в Неделю 7-ю по Пасхе
Tsotsonis_ 103
Требы
Ничего не выбрано
Продолжить выбор треб