Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

18 октября 2020 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице и в день памяти преподобноисповедника  Гавриила Мелекесского, Преосвященный Владыка Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе. По окончании службы Архипастырь обратился к молящимся со словом проповеди:

Дорогие отцы священнослужители, братья и сестры, я всех вас поздравляю с Воскресным днем!  Наша благодарственная служба Богу всегда содержит в себе таинственные черты, ибо Сам Бог, присутствуя здесь и совершая наше спасение, захотел, чтобы через приобщение Его Пречистого Тела и Крови мы наследовали вечную жизнь. Кто умеет хранить слова Божии и осознавать их смысл, знает, что Божественная литургия всегда дает много полезного для того, чтобы приобрести Божественную мудрость. И сегодня Церковь предлагает нам не только «вкусить, яко благ Господь», но еще и настроить свои ум и сердце на осознание вещей Божественных. Живя в этом мире и соединяя в себе небесное и земное, мы должны помнить о том, что мир искажен грехом и поэтому здесь мы не можем все ясно видеть.

Именно об этом была проповедь Спасителя, часть которой мы слышали сегодня при чтении Евангелия. Господь делает важное отличие между тем, как живут грешники и какие у них идеалы и принципы, и тем, как должны жить люди по-небесному, как жили люди в раю и как должны жить христиане. Каждое сегодняшнее утверждение Господа состоит из двух частей: в одной говорится, как живут грешники, в другой – как должны жить праведники. Если грешники дают взаймы грешникам и ждут, когда им вернут все обратно, то «вы не так» – отдавайте от полноты сердца, без всякой ответной стороны, доброй или злой, поблагодарят вас или нет. И пусть эта тень тщеславия как сестра или дочь гордости уходит из нашего сердца. Если мы ждем похвалы, то получим её здесь, в мирской славе, но лишимся славы небесной. Ведь здесь уже человек получил награду – зачем тогда её ждать и в Небесном Царстве?

Если око за око было постулатом древнего мира и обычно тому, кто причинил вред или боль воздавали тем же – побивали камнями или даже предавали смерти, то Новый Завет строится не по новым принципам, а по тем Божественным принципам, которые просто были забыты, стерты из человеческой истории. Христос, придя на землю, возвращает нас к нормальному образу жизни, напоминая, что здесь, в этом греховном состоянии, мы находимся словно в болезни. И Бог исцеляет эту болезнь Своим Словом, открывая нам истину – как по-настоящему был создан этот мир и какие нравственные ценности должны быть хранимы нами, чтобы мы пребывали с Богом и не теряли с Ним эту дивную связь, когда Сам Дух Святой дышит в человеке и наполняет его не просто жизнью, но благобытием, то есть более превосходной жизнью, можно сказать, блаженством.

Евангелист Лука заканчивает сегодняшнее повествование словами Господа, что, если вы все это исполните: будете давать взаймы – и не просить награды, будете прощать тем, кто против вас согрешает, тем «должникам» не только материальных ценностей, но тем, кто осуждал, обижал нас, приносил вред и замышлял худое, – всем этим «должникам» нашей жизни мы должны простить. И тогда мы будем Новым Заветом, то есть новыми христианами, «…и будете сынами Вышнего», как говорит нам Господь. (Ин.10:34).

Как удивительно эти слова перекликаются со вчерашним Евангельским чтением, которое мы слышали за всенощным бдением! Господь, обращаясь к Марии Магдалине, говорит: «Восхожу   к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Если Христос называет Своего Небесного Отца и нашим Отцом, значит мы можем называться Его детьми. И сегодняшнее Евангелие раскрывает нам эту прекрасную истину, дает понять, что для этого нужно сделать. Если хотите быть сынами и дочерями Вышнего, то исполните то, что повелевает Христос, сохраните эти правильные принципы жизни, которые помогают нам пребывать в этом мире и подойти к наследию Царства Небесного.

Отчий дом открывается нам тогда, когда мы исполняем все, что говорят нам наши родители. А если дети не слушают родителей, то сами себя выгоняют из отчего дома.  Так, мы знаем, были изгнаны Адам и Ева, преступившие Божию заповедь.

Теперь же Христос   говорит – возвращайтесь обратно, Я жду вас, Я приготовил место для вас. Своими Страданиями Я готов вам открыть все, но есть условие: чтобы быть сынами Всевышнего – надо исполнять заповеди Божии. Сегодня мы о них слышали, и эти заповеди не сложны. Чтобы отомстить человеку, надо придумать очень много: как, где, какими словами, эмоциями нужно отомстить тому, кто тебя обидел. И как легко ничего не делать! Не мстить, отпустить все, похоронить эту злобу, которая так и хочет вырваться наружу из нашего гордого, жестокого сердца… Но, когда мы останавливаем своё  сердце и оно не творит зло, тогда мы приготавливаем нашу душу для действия благодати Божией. И тогда еще на один шаг становимся ближе к дому Отца Небесного, потому что исполняем то, что Он нам повелел.

Конечно, сказать – это одно, а сделать совсем другое. Легко говорить – не обижайся, прощай, подставь вторую щёку. Но как сложно это сделать! Но, чтобы мы немножечко понимали, как это возможно, Господь не только Своим примером, но и примером наших соотечественников показывает, что эти Евангельские истины легки для исполнения только тому человеку, который работает над собой и по-настоящему хочет быть чадом Божиим.

Сегодня мы отмечаем память удивительного святого нашего края –  преподобноисповедника Гавриила. Он получил звание архимандрита, а почил в Мелекессе, который ныне именуется Димитровградом. Это было 71 год назад. Вся его жизнь – это было исповедничество. Он родился в Пензенском крае, и я имел счастье совершать Божественную литургию на месте, где стоял его отчий дом. Теперь там храм.

Окончив школу, а потом церковное училище, отец Гавриил выбрал церковный путь и вместе со своим учителем, владыкой Тихоном, приехал в Москву. Защищал наше Отечество в Первую мировую войну, в 17 году не предал веру, не испугался, продолжил свой церковный путь. В 21 году попадает в Марфо-Мариинскую обитель, которая была основана великой княгиней Елизаветой Федоровной. Но её жестоко убили, а обитель продолжала существовать ещё несколько лет. И до 28 года, сначала в сане дьякона, а потом уже и священником, этот удивительный человек нёс своё послушание   в центре Москвы.

Закрыли обитель, храм превратили в кинотеатр. Он ушел в другой, Никольский храм в Пыжах, потом в Воскресенский храм в Кадашах. Но все эти храмы постепенно закрывались. Их захватывали обновленцы. А один из подмосковных храмов, где служил отец Гавриил, комсомольцы сожгли. Так, он уже из Подмосковья, пройдя многие испытания, приходит сюда, в Ульяновскую область. Здесь начинается его крестный путь, своя личная Голгофа. С 31 года он становится узником лагерей. Клеветы, доносы, постоянные допросы, нет ни одного настоящего обвинения, всё сфабриковано. Три года одних лагерей, только вернулся – через год опять посадили. Перед войной выпустили и, вроде, должны были оставить его в покое. Кому нужен человек, который молится в храме? Но потом в 37 году опять посадили. Должны были выпустить в 41, но не тут-то было…Ещё год он опять провёл в лагерях. Только к концу войны его выпускают, он служит. Вокруг него собирается много людей, которые видят его благодатные дары, и главное – слово, которое он несёт людям. Это не нравилось властям.

Вот уже и в 43 году храмы начали открывать, и день Победы прошел, а в 49 году опять посадили. Только после смерти Сталина отец Гавриил просил, чтобы сократили последний срок. Ему к тому времени было почти 70 лет, 17 лет он провёл в лагерях.

Мы иногда один день ропщем, как нам плохо, нет хорошей еды. 17 лет на баланде, непонятно что вкушая, этот человек славил Господа. А когда он тайно совершил в тюрьме Пасхальную службу и никто не должен был об этом знать, утором его охранник тюрьмы вызывает и говорит: «Иди мести двор!» На что отец Гавриил отвечает: «Но сегодня Пасха. Дай нам этот день, мы все тебе сделаем, все выметем». Ответ был простой – старца остригли наголо и сбрили бороду. «Вот тебе, поп, твоя Пасха. Иди славь Христа»…

Вот так обращались  с верующими людьми, которые ни словом не выступили против советской власти, а были просто ненавидимы атеистами за их образ мыслей. Разве это не исповедничество? Сколько пощёчин получил отец Гавриил в своей жизни! Скольким надо было отмстить за такое злодеяние! Вот где можно было гром и молнии метать! А после того, как он был освобождён из заключения и его полностью реабилитировали, можно было бы писать, жаловаться…Сколько лет жизни моей я отдал зря, пребывая в лагерях и теряя свое здоровье! Но старец сохранял смирение. Здесь, в Меликессе, последние несколько лет своей жизни он имел возможность молиться и дома, и там, где это было возможно. Люди видели высоту его духовной жизни. Он умер как исповедник, Церковь прославила его в 2000 году вместе с сонмом новомучеников и исповедников Церкви Русской. Такие адаманты духа дают нам силу и укрепляют, чтобы мы сегодня, смотря на свои жизненные условия и так называемые «испытания», понимали, что это еще не испытания, это еще Боженька гладит нас, милуя и спасая, и совсем немного гневается, несмотря на  беззакония и преступления нашего народа.

Сегодняшнее Евангельское слово обращено к нам и звучит на все века. Если хотите быть сынами Вышнего, не будьте как грешники, фарисеи, как законники, как те, которые лицемерят друг перед другом. Будьте Христовыми детьми и исполняйте волю Небесного Отца. К этому призывает нас Церковь, отмечая память преподобноисповедника Гавриила и многих других святых, которые являются для нас особым примером. Я желал бы, чтобы мы не забывали эти имена. Может быть, в нашем соборе хорошо бы написать образ преподобноисповедника Гавриила и тем иметь живое свидетельство его подвига. Каждый раз, когда нам тяжело, мы приходим к этому образу, смотрим на него, как старец с любовью и смрением проходил свой жизненный путь. И все становится на свои места. И не будет ничего: ни тоски, ни уныния – все уйдет. Потому что перед нами правильный образ Христов. Всего несколько десятков лет, вместе с нашими бабушками и дедушками, этот человек молился, жил свято и наследовал Царствие Небесное.

Этого Царствия Божьего я и вам всем желаю, а вы постарайтесь настроить свою жизнь так, чтобы в ней было больше светлого. Прощать обиды. Отдали – не просите назад. Если Господь нам даром дает, то и мы должны даром отдавать. И даже если мы от своего труда заработали, то тем паче надо делиться. Потому что так устроено христианское сердце – оно не может жить только для самого себя. Однажды почувствовав, сколько Бог простил нам, человек вдруг понимает, что и он, подражая Богу, должен прощать окружающим. А если нечего прощать – значит благотворить, творить дела милосердия. Сегодня есть нуждающиеся, поверьте мне. Каждый день мы принимаем людей, которые просят помочь их жизни, потому что им плохо. И здесь наша христианская любовь очень нужна.

Всем нам нужно внимательно читать Слово Божие, чтобы оно оставалось в нашем сердце, а не похищалось дьяволом, как у тех атеистов, которые с лютой ненавистью сжигали все святое, уничтожали даже людей, чтобы ни слова не было сказано о Боге. Нам же, потомкам тех, кто вымолили для нас Царствие Божие и это время свободы и покаяния, нужно воспользоваться этим временем и использовать его во благо для спасения своей жизни и окружающих.

Поздравляю вас с Воскресением Христовым и желаю, чтобы Господь сиял в наших сердцах и чтобы Его Слово действенно было бы в нас, и мы руководствовались им во своё спасение. Аминь.

Слово Архипастыря в Неделю 19-ю по Пятидесятнице
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы