Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю о расслабленном

Слово Архипастыря в Неделю о расслабленном

 23 мая 2021 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании богослужения архипастырь произнёс проповедь:

«Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю вас с продолжающимся праздником Пасхи Христовой. В эти дни мы особенно вспоминаем о делах, которые творил Сын Божий во время Своей земной жизни, когда Он проповедовал, наставлял людей, напоминал им о смысле Божиих заповедей, обличал лицемерие, ханжество, исцелял больных, воскрешал мертвых.

Сегодняшнее Евангельское повествование, которое мы слышим из уст апостола  Иоанна Богослова, говорит о том, как Господь исцелил расслабленного. У Овчей купели, которая находилась недалеко от Овечьих ворот, входящих в Иерусалим, Господь встречает страждущего человека и по Своей любви и состраданию исцеляет его. Но самое интересное начинается там, где заканчивается сегодняшнее повествование воскресного отрывка.

 Мы слышали, что Господь подходит к исцелённому и говорит, чтобы он больше не грешил, ибо новые грехи порождают новые, ещё большие, болезни. А исцелённый человек в свою очередь идёт к фарисеям и говорит о Том, Кто его исцелил.  Фарисеи слышат, что это Иисус из Назарета, и начинают ещё больше хулить, поносить и гнать Его.

В этот момент Господь говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я это делаю» (Ин. 5:17). Фарисеи же ещё больше разъярились на то, что этот Человек не только исцеляет в субботу, но Он ещё и Бога называет Своим Отцом, а значит, Сам Себя делает равным Богу. Далее Христос говорит, что это действительно так.

Евангелие от Иоанна специально сохраняет нам окончание этой главы, чтобы мы точно знали, что это не просто человек, не просто целитель древности и не тот, кто говорит о добре и других нравственных ценностях. В мир пришёл Бог. Отец Небесный свидетельствует о Нём, и апостол Иоанн свидетельствует, что Христос – Сын Божий. Но и человеческого свидетельства не нужно, ибо дела, которые творит Христос, сами за себя говорят, что это Бог.

Говоря о многих исцеленных Господом, вспомним, что медицина в то время находилась в самом зачаточном состоянии. Людей прокажённых, болевших инфекционными болезнями, выгоняли из города, чтобы они не заразили других. Христос же протягивал руку таким больным, и они вставали: слепые начинали видеть этот мир, Лазарь Четверодневный, услышав повелительное Слово Господа, выходит из гроба.

Господь в Евангелии говорит, что пришло время – и «мёртвые услышат глас  Сына Божьего» (Ин. 5:25). Удивительно, но и это сбылось пред  лицем народа израильского – мёртвые услышали голос Сына Божьего.  Когда Господа распяли, и Он Своей Пречистой Душой сошёл во ад, когда фарисеи торжествовали победу над своим политическим противником,  в этот момент в Иерусалиме воскресли усопшие святые, вышли из гробов ( а кладбище находилось тогда за чертой города) и вошли в город. Всё это было на глазах людей, и это невозможно  скрыть, это правда, которую передали нам святые апостолы.

Всякий верующий в Господа не умрёт, но будет жить вечно. Наша душа, сотворённая Господом, но, к сожалению, поражённая грехом, бессмертна. А иначе Богу и не нужно было бы приходить в этот мир, если бы завтра мы вновь все стали землёй и не было бы у нас бессмертной души…

Кому была бы нужна проповедь, кому бы тогда нужен был Христос, если бы завтра мы стали пылью безжизненной в этом бесконечном охладевающем космосе? Нет! Бессмертна наша душа. И Бог идёт для того, чтобы исцелить и очистить эту душу. Бог может общаться только с чистыми сердцем, потому что Сам Он – чистота  и святость. Это единственное условие. И оттого Господь приходит в этот мир таким своеобразным путём через страдание и смерть, через подъятие всех наших грехов на Себя. Он открывает нам дверь не просто ко спасению, но к очищению сердца, чтобы мы чувствовали, видели, знали своего Создателя.

Расслабленные – это мы, и мы это понимаем… Но как же велика животворящая сила Божия, и как она действует в нас! Она помогает нам не просто исцелиться – зачем исцелять тех, кто умрёт? Исцеление нужно, чтобы спасти нашу бессмертную душу.  Господь не хочет, чтобы она оказалась в аду, уготованному дьяволу и ангелам его, но жила с Богом в той чистоте, которую мы имели в день святого Крещения.

Всё, что Господь творил на земле, Он творил как Бог. Нам не дано видеть то, что невидимо, потому Господь одевается в наше естество, принимает вещественную часть этого мира, чтобы воскресить и вознести на Небо человеческое естество. Ради заслуг Господа и Его воскресения мы сегодня в храм.  Ведь если бы Христос не воскрес, и храм был бы не нужен, и наша молитва не была бы услышана. Но благодаря Воскресению Христову и тому, что через веру мы приняли благодать Святаго Духа, мы имеем общение с Богом Отцом. Об этом и говорит Иоанн Богослов в своём послании, что всякий, верующий в Сына Божьего, исповедующий Святую Троицу, имеет общение с Богом. Потому наша молитва имеет основание. Бог слышит нас. И если мы принимаем Слово Божие, принимаем Сына Человеческого как Сына Божьего, то нам открывается дверь ко спасению. По вере во Христа Сына Божьего нам прощаются грехи. А когда мы исповедуем  грехи, очищаем  своё сердце, то Бог имеет полнейшее общение с нами. Нет уже никакой преграды, и ничего не мешает человеку быть исцелённым. Всё это совершается, когда мы даём Богу возможность действовать в нас, когда открывается для нас дверь спасения.

Вынесем сегодня из храма – Сын Божий есть Сын Небесного Отца Бога нашего. Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек. Он принял человеческое естество, но не перестал быть Богом. Он послал Духа Святого в этот мир, чтобы после Вознесения Господа мир опять не погиб бы во грехе, но был одухотворён, очищен. И мы все принимаем залог этой благодати. С помощью неё мы  и действуем, и живём, и молимся.

Когда мы совершаем молитвы, то думаем, что сами от сердца их произносим. Не так. Если бы нам Бог не положил на сердце эти слова молитвы, то мы и не знали бы, как молиться Богу. Само это действие, даже само желание в сердце  помолиться  принадлежит  Богу, потому что Он любит нас. Как ребёнка, Бог ведёт нас по правильному пути, чтобы мы не упали и не разбились. Он ведёт нас Своей благодатью, которая действует в этом мире.

 Христос пришёл, чтобы до конца человеческой истории оставаться с нами. Благодатью Своей Он помогает нам убегать от зла и творить  добрые дела, очищая своё сердце и уже здесь, на земле, предвкушая Царствие Небесное. А если мы ещё не достигли такого совершенства, значит, у нас ещё есть над чем  работать. Вместе с расслабленным постараемся больше не грешить, чтобы не было в нас больших болезней. И вместе с апостолами постараемся ещё сильнее уверовать в Бога. По слову апостола Павла, который говорил: «Господи, умножь в нас веру!» будем просить этой веры и будем преданы Богу. Не по примеру расслабленного, который вместо того, чтобы постичь всю радость и любовь Божественного исцеления, пошёл к фарисеям. Будем не только читать Евангелие Христово, но и мудро ходить по путям своей жизни, чтобы не оказаться расслабленными, пустыми и нищими, когда придёт Господь в этот мир воздать каждому по делам его.

Поздравляю вас с Пасхой Христовой. Пусть Господь освятит ваши сердца и даст много полезного для души. Вчитаемся ещё раз в Слово Христово, которое сказал Господь после исцеления расслабленного – Сын Человеческий, как Сам Господь Себя называет, есть на самом деле Сын Божий. И если мы так веруем, то Господь всегда нам поможет, ибо мы любим Его, а значит, любим Небесного Отца. И Отец  возлюбит нас. Он уже любит, ибо привёл нас в храм Божий для спасения.

В эти Пасхальные дни с гимном любви и победы Жизни над смертью будем уповать на Господа, радоваться, что имеем время для спасения, трудиться над тем, чтобы становиться лучше. Господь пришёл не для того, чтобы зафиксировать, какие мы плохие (Он и так об этом знает), а для того, чтобы мы стали лучше. Поэтому несите в свои дома от нашей общей молитвы не строгость, а любовь. Господь Сам говорит, что Отец не судит, и Сын пришёл не судить, а спасти. А слова, что Отец Мой доныне делает, и Я делаю, должны в нас пробудить надежду, что и сегодня Бог промышляет о нашем спасении. Доселе делает дела спасения человечества и на приглашает к богообщению, к жизни вместе с Богом. Совесть наша всегда подскажет, когда с нами Бог и когда мы оставляем Его. Желаю вам быть с Богом в радости, благодушии, мире, спасаться и нести свет Христов окружающим людям. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

Слово Архипастыря в Неделю о расслабленном
Требы
Ничего не выбрано
Продолжить выбор треб