Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

15 августа 2021 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, память первомученика и архидиакона Стефана, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании богослужения архипастырь произнёс проповедь:

“Дорогие отцы-священнослужители, братья и сестры, я всех вас поздравляю с воскресным днём и с днём памяти святого апостола, первомученика и дьякона Стефана. Наш кафедральный собор имеет огромное сокровище – часть мощей святого первомученика. Правая рука архидьякона Стефана пребывает в Троице-Сергиевой Лавре, и мы сегодня созвучно с монахами монастыря воспевали молитвы этому святому.

Первомученик – это первый, кто после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на Небо был замучен, убит, забит камнями истовыми последователями уже потерявшей благодатную силу веры. И мы, смотря на образ жизни святого Стефана, внимательно смотрим и на свою жизнь, соотносим и соразмеряем свои дела и поступки с делами этого дьякона, который был избран одним из 7-ми, чтобы помогать в церковных делах. Избран он был не потому, что ему не хватало образования и веры, и потому нужно было заниматься приёмом паломников, людей, которые во многочисленности собирались вокруг апостолов. Наоборот, дьяконы были избраны как самые духоносные, те, кто обладали великим даром Святого Духа и могли сочетать в себе гармонично молитву и служение людям.

Для нас это первый пример, что святые дьяконы умели, не теряя связь с Богом, служить этому миру. Оказывается, это не так просто, и мы знаем это на своём жизненном опыте. У нас же или дела идут к молитве: мы встали в своём молитвенном углу – и ничего делать не хочется, пусть жизнь идёт своим чередом. Самое сладчайшее, что хочется для души – это единение с Богом, молитва. Но тело напоминает нам, что оно смертно и его надо поддерживать. Поэтому заботы о пропитании, о своей семье удаляют от нас молитвенное состояние, и мы занимаемся житейскими делами. Вторая крайность – когда мы забываем о Боге, о молитве, о Священном Писании и оказываемся полностью погружены в наши житейские планы, заботы и другие многочисленные дела, которые никогда не прекратятся в этом мире.

Так одно с другим воюет: тело с душою, Небесное с земным, молитвенное, сосредоточенное с житейским. А святой апостол, этот великий дьякон, нам показывает, что, оказывается, можно взойти на такую высокую ступень добродетели, что сочетать это. И одно другому не будет мешать, а наоборот, дополнять. Ибо Господь сказал, что любовь к Нему проявляется в любви к ближнему. Поэтому нужно любить и Господа, и ближнего, творить дела добродетели для Господа, в Его славу, и для ближних.

Этот апостол для нас примечателен тем, что он был первый, кто пострадал за Христа. А как тяжело быть впереди! Это же не тебе помогают, а ты должен проторить дорогу. Мы знаем, что куда бы ни шли люди: в заснеженные места, по неизвестным тропам – первому всегда сложно. Он имеет опасность заблудиться, устать и дальше никого никуда не повести. Он может ошибаться и заблуждаться, может быть не в том достойном состоянии, в котором можно показывать путь окружающим. И вот архидьякону Стефану, с одной стороны, выпала честь пострадать за Христа по слову Господа – если Меня гнали, то будут и вас гнать. (Ин. 15:20) Это слово Господне совершилось на святом апостоле.

Но, с другой стороны, нужно иметь очень много душевных сил, мудрости, благодати, чтобы не убояться. Ибо апостол мог ещё там, в синедрионе, где он рассказывал своим соотечественникам о славных делах Господа в Ветхом Завете, поступить иначе. Когда Стефан заговорил о Сыне Божием, об истинной вере и благодати, которая пришла на землю в день Пятидесятницы и освятила богоизбранный народ, тогда вся толпа фанатиков, не слышащих слово Божие, повела апостола на мучение. Тогда бы Стефан мог попросить прощения и сказать: «Братия, я, может, что-то не так говорю, может, вы не готовы это слышать. Давайте ещё пообсуждаем…» Так, как, например, любили рассуждать в Афинах о всех великих и невеликих делах. Там, в Ареопаге, можно было рассуждать. А здесь – или ты с фарисеями и саддукеями, или ты против них.

Быть один на один со своей совестью, один на один со своей смертью, один на один с этой безумной толпой… Кто из нас устоял бы? И здесь мы понимаем: для того, чтобы стоять в вере, надо хорошо потрудиться над своей душою. Апостол Стефан не в одночасье стал апостолом, он трудился над своей душою, как и другие ученики Господа. Он слышал слово Божие, он внимал этому слову, оно очищало его сердце. Он научился молиться Небесному Отцу, чтобы Тот волю Свою, которая есть на Небе, проявил и на земле.

Так часто мы спорим с волей Божией, не хотим, упрямимся поступать так, как повелел Господь. А апостол наоборот искал эту божественную волю. Господи! Если Тебе угодно, чтобы я пострадал, я готов. Ведь, по апостолу Павлу, «жизнь моя – Христос, а смерть – приобретение» (Фил. 1:21). Что нас разлучит от любви Божией? Разве эта толпа? Разве эти хульные слова, которые всегда народы воссылали в Небо? Разве они затмили солнце? Разве эти плевки на Небо смогли испачкать Бога? Нет, они возвращаются на тех, кто плюёт.

Зная это, зная о вечной жизни, апостолы не боялись ничего. Более того, мы видим, в каком состоянии пребывал Стефан. Апостол Лука, который записал эти деяния святых апостолов, говорит, что лицо его был похоже на лик ангела, когда мученик в синедрионе говорил о Сыне Божием и истинной вере. Когда же апостола побивали камнями, он увидел Небо, Господа и ту божественную славу, фаворский свет, который всегда соприсутствует Богу. Ибо в этом мире Бог нам является через Свой свет. Апостол и здесь не обманул никого. Он свидетельствовал об истине, что Бог есть свет и надо тянуться к этому свету от дел тьмы. От пути смерти убегать к Богу и Ему Единому служить. Первомученик Стефан, на которого были возложены руки святых апостолов, имел этот благодатный дар и видел Самого Господа в Его неизреченном свете.

Как это символично, что память первомученика Стефана мы отмечаем за несколько дней до Преображения Господня! Это ещё одно свидетельство, как и говорит апостол Пётр в своём послании, что он тоже видел велелепную славу Господа, Его вечную славу и божество. Поэтому каждый, кто в этом мире стремится к Богу и через Его божественное слово очищает своё сердце, способен увидеть этот свет.

Мы поем в Символе веры – чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. И мы всё время думаем, что это будет когда-то. Естественно, в историческом аспекте, во временном промежутке наступит этот момент. Но вспомним, когда Господь говорил об Иоанне Предтече, то сказал, что все ждут пророка Илию, и он придёт в последние времена, но он уже пришёл. И никто не заметил, что такой же, как пророк Илия – Иоанн Предтеча, возвестил о Боге. И мы, говоря о жизни будущего века, часто думаем, что это будет когда-то там, не понимая, что это уже пришло. Бог уже действует в этом мире благодатью Святого Духа, и несчастны те, кто не вкусил, не почувствовал этого предвкушения вечности.

Свидетельство и пример тому – апостол Стефан. Вот почему так важно повествование о нём в книге Деяний. Без этого маленького отрывка из истории новых христиан мы, может быть, так бы и ждали эту жизнь будущего века и думали, что это будет где-то там. Это здесь и сегодня. Ныне день благоприятный, сегодня день спасения!

Почему мы всё время ждём? Всё время ходим, как с мешком, копилкой добрых дел? Вот сейчас наберём тысячу добрых дел в этот ящик, откроем его перед Богом после смерти, и пусть смотрит на наши добрые дела. Не надо считать эти добрые дела и не надо собирать, как крот, всё в свою норку. Надо понимать, что наша благочестивая жизнь измеряется не количеством добрых дел, а нашим состоянием души – тем, какие мы сейчас есть. И, если мы не соответствуем Евангелию, значит, надо жить сообразно Евангелию, стараться здесь и сейчас пройти этот путь.

Многие замечают, что если сидеть рядом с пианистом, который играет замечательные рулады, но самому не пробовать, никогда не научишься играть. Вот в духовной жизни мы тоже смотрим на святых: вот преподобный Сергий – надо же, как он молился. А Серафим Саровский во свете божественном был, Мотовилов нам об этом рассказывал. Матрона Московская – надо же, как она могла исцелять и молиться за других! Боже мой! А мы? Мы не из того ли теста? Мы что, какие-то другие? Второго сорта? Разве не к нам слово Божие обращено? Или благодать какая-то другая? Всё зависит от нас, от нашей воли, как мы расположены сердцем и хотим ли мы сегодня с Богом встретиться. Или мы всё время откладываем: Господи, подожди. Сейчас у меня вот это и это. Не могу от этого избавиться, от того… И так с грузом ходим, который нас приземляет и не даёт нашему сердцу гореть по Богу.

И апостол Стефан нам показал, что ещё в нашей земной жизни мы можем наследовать Царствие Небесное, предвкушать его, чувствовать его благодатную силу. Но надо работать над собой. Надо жить по Богу, надо быть всегда неугомонным в этом движении к Небу. Как говорят, рано почивать на лаврах. И если мы наберёмся такой же любви к Богу, такой же надежды и силы, как у апостола Стефана, то верю, что Господь и нам здесь, ещё на земле, как преп. Силуану Афонскому, как великому Серафиму Саровскому и многим другим святым, которые всегда горели к Богу, и нам явит Свою благодатную силу. А тем, кто удостоится, и славу Своей божественной благодати.

Мы помним, как преподобный Сергий (и свидетели тому – его собратия), совершая Божественную Литургию, видел благодать Святого Духа, нисходящую на приготовленные хлеб и вино в виде огненных языков. И как этот огонь, погружаясь в вино, претворял его в Тело и Кровь Христову.

Всё это происходит на каждой Божественной Литургии. Здесь и сегодня такое же чудо и благодать действуют в нас. Поэтому не будем равнодушны, а будем всем сердцем стремиться к Богу, стремиться почувствовать Его благодать.

Господи, я чувствую, что ещё много несовершенств во мне. Мне ещё чего-то не хватает. Научи меня молиться, научи правильно мыслить, научи, как творить добрые дела и не тщеславиться. А куда деть свою гордыню? Господи, помоги мне!

Так каждый день, если мы будем работать над собой, очень многое может получиться в нашей жизни. И мы тоже станем свидетелями великой благодати Божией, которая никуда не делась.  Со времени Пятидесятницы Бог действует в этом мире, только всё меньше мы чувствуем это сегодня. Мы видим, что мир охладевает своими добрыми делами, ожесточается в войнах, нестроениях, соблазнах. Очень много этой греховной заразы, поэтому всё меньше света.

Христиане призваны быть светом миру. Если наши сердца погаснут, тогда уже некому будет светить в этом мире. И Пришествие Господа будет со страшными словами – Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле? (Лк.  18:8)

Наша задача – сохранить свет Божий в этом мире. Через нас Господь действует и будет действовать. Дайте возможность Богу действовать в нас. Перестанем совершать всякие грехи и научимся благодати Божией. Надо учиться молиться. А не получается, плакать и просить. Нет наставников? Через книгу, через личное общение с Богом. Просить, искать. «Стучите – и отворят вам», – говорит Господь. (Мф. 7:7) Апостолы без книг, их следующие ученики без всяких книг учились. Принимали учение Господа со слов и жили сообразно этому учению. Нет у нас сегодня отговорки от жизни благочестивой. Вот и постараемся, раз в нашем соборе – мощи апостола Стефана.

Зачем они нам, если мы не живём так, как жил он? Тогда лучше отдать их туда, где их будут почитать. Но если мы имеем это сокровище, будем иметь и ответственность. Будем благодарить Господа и вместе с тем бояться потерять эту святыню, а наипаче бояться самим отступить от Бога. Тогда действительно наше поклонение этим мощам будет для нас не просто предметом уважения, а благодатной силой и помощью, ибо Он даёт силу тем, кто просит. А кто пока ленится, не откроется Царство Небесное. Стучащим отворят. Господь говорит, что со времён Иоанна Крестителя Царство Небесное силой берётся. (Мф. 11:12) Будем прилагать усилия, чтобы войти в Царство Христово, ибо там все победители, как апостол Стефан и другие апостолы, мученики и все, кто в своей жизни вкусили, как благ Господь, и наследовали Царствие Небесное. Аминь”.

Слово Архипастыря в Неделю 8-ю по Пятидесятнице
Требы
Ничего не выбрано
Продолжить выбор треб