Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 6-ой по Пасхе, о слепом

Слово Архипастыря в Неделю 6-ой по Пасхе, о слепом

6 июня 2021 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, о слепом, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании службы архипастырь обратился к молящимся со словом проповеди:

            ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю всех вас с Воскресением Христовым. Завершается праздник Пасхи, и остаётся всего несколько дней до Вознесения Господня. В эти дни мы продолжаем читать Евангелие от Иоанна Богослова, и каждое воскресенье между Пасхой и Пятидесятницей посвящено одному из событий жизни Господа нашего Иисуса Христа. Каждое слово Его проповеди – это живительная заповедь для спасения всех нас. Каждая Его встреча, общение  с народом Божиим, с предводителями государства – каждое действие Божие наполнено смыслом. И главный смысл – это спасение всех нас.

 С одной стороны, Евангелие повествует нам о тех событиях, которые произошли почти две тысячи лет назад, а с другой стороны, это фундамент, основа нашей нравственной жизни, основа нашей веры.

Сегодняшнее воскресение посвящено тому отрывку из Евангелия, где мы слышим, как Господь исцелил слепорождённого. Этот слепой, в отличие от людей, потерявших зрение, от рождения не имел глаз. Вместо них были пустые глазницы. Такая страшная генетическая болезнь… От рождения этот человек не видел свет Божий. Когда ходил, претыкался о камни, падал, и, конечно, вся его жизнь была одним страданием. Он не мог заработать себе на жизнь, и потому в продолжение десятилетий просто просил милостыню.

И Господь приходит ради такого ущербного человека. Спаситель исцеляет его не для того, чтобы простить ему грехи, но чтобы явилась слава Божия. А что такое слава Божия?

Господь говорит о Себе как о Сыне Божием, Который пришёл на эту землю в образе человека. Как же людям отличить, что это не просто человек, а Бог, Который имеет равенство Своему Небесному Отцу и является Творцом этого мира?

Доказательства божественной природы Господа здесь, на земле, проявлялись в виде чудес. И одним из таких невозможных для человека дел было вернуть ему зрение. Даже сегодня через две тысячи лет, когда так далеко уже продвинулась наука, мы видим, что не все исцеляются, не всем возможно вернуть 100% зрение. И люди так же, как и в древности, остаются слепы. Только теперь мы знаем, какие это болезни, от чего они происходят. А тогда и этого было знать невозможно.

Господь как Создатель человека являет через эти чудеса Свою божественную природу. Он знает, как сотворён человек, из чего сотворён, и исправляет это греховное состояние, ибо все наши болезни – от греха, который поразил когда-то мир и до сих пор действие этого греха проявляется на нас.

Это повествование о слепом касается не только конкретного человека, оно касается всех нас. Вообще, понятие слепоты двойственно. Сначала говорится о слепоте физической, но заканчивается повествование о слепоте духовной. И если мы обратим внимание на предыдущие воскресные Евангельские отрывки – о расслабленном, о жене-самарянке и даже о жёнах-мироносицах – то увидим во всех случаях проявление слепоты, незнания, неверия. Одним словом, отсутствие важнейшей духовной составляющей жизни. Жёны-мироносицы напуганы, они не знали, что Христос воскрес. Расслабленный тоже был слеп душою, и его болезнь есть следствие душевных недугов. Самарянка толком ничего не знала о Боге и тоже была слепа. Она считала, что жить так, как жила она, это нормально в человеческом обществе. Всё это маленькое самарянское село где-то там на Востоке болело теми же болезнями, которыми болеем сегодня и мы.

И сегодня некоторые заявляют: «Ну что такого? Все так живут…Грешить так грешить. Что уж там? Все воруют. Мы-то что ли с краю?» Это состояние слепоты поражает наше общество.

Чем дальше человек от Бога – Источника света и жизни, тем дальше он от объективных представлений об этом мире, дальше от правды. А чем дальше от истины, тем больше слепоты духовной. Именно о ней говорит Иоанн Богослов, сохраняя для нас важнейшие слова Господа. Когда фарисеи искушали Господа, то Он, свидетельствуя  о  Себе как о Сыне Божием, в конечном итоге говорит, что они слепы. Фарисеи не понимают – мы, вроде, видим, как это слепы? И тут Господь говорит о нравственной стороне их жизни. Если бы вы были по-настоящему слепы, как этот исцелённый человек, то греха не было бы на вас. Не за что было бы вас судить. Но так как вы говорите, что видите и называете зло добром, то грех остаётся на вас. Не признать Сына Божьего, не признать Мессию, Который пришёл к ним, не верить в чудеса…

Послушайте диалог слепого с фарисеями. Исцелённый слепец уже не знает, как объяснить фарисеям, что произошло. Грешников же не слушает Бог, а Он исцелил меня! Ну и что, что в субботу. Никто на земле не мог сделать этого – поймите, откройте свои глаза! Так говорит слепой, мало что видевший в жизни и не понимавший, может быть, каких-то сложностей общественных взаимоотношений. Но фарисеи отвечают – мы Моисеевы ученики. А ты иди, ты – последователь этого грешника, который в субботы исцеляет.  Господь отвечает дальше, что если бы вы были Моисеевы ученики, то слушали бы Меня, потому что Моисей говорил обо Мне.

Действительно, пророк Моисей свидетельствовал и оставил пророчества о Том, Кого Господь воздвигнет народу. Послушайте Его. Но они не слышали. Они были не только слепы, но и глухи и немы, сердце их было как камень. Поэтому Господь и сказал, что грех остаётся на вас.

Эту мысль апостол Иоанн Богослов продолжает в своём послании: если мы исповедуем грехи наши, то Кровь Агнца очищает нас от всякого греха. Но если не сознаём, не каемся, то лжём, а если лжём, то тогда мы дети отца лжи – дьявола. Поэтому всякий, кто ходит в храм Божий, не только созерцает красоту этого мира, Богом зданного, но он ещё здесь, в храме, через свою совесть познаёт несоответствие своей жизни с заповедями Божиими. Именно в храме чаще всего в человеке открывается совесть, и он чувствует свои грехи. И, если кается, то Господь очищает сердце такого человека.

К этому и ведёт нас Евангельское повествование. Во-первых, мы не объективны в этом мире, не всё знаем, поэтому надо слышать голос Божий, направляющий нас на правильные пути. Во-вторых, мы много согрешаем, и поэтому надо каяться и исправляться. Иначе мы будем так же слепы, как были слепы фарисеи, имевшие в своих руках ключи от Царствия Божия. Им было дано в руки всё: все пророчества, все святые книги. Они знали про Моисея, Адама, Ноя – но были слепы, не могли постичь и понять, Кто есть Бог и как Он открывается людям. И когда пришёл Сын Божий на землю, они не приняли Его.

А если бы Сын Божий пришёл в наше время? Как бы мы разделились? Кто бы принял Его? Иоанн Богослов говорит замечательное, но исполненное скорби слово: Господи! Кому открылась вся красота духовной жизни? Кто поверит слышанному от нас?

Увы, люди предпочли более славу человеческую, нежели славу Божию. И в этом проблема нашей жизни, что мы все ищем не то: кто славы, кто богатства, признания и превосходства, кто силы и долголетия… Но опыт предыдущих поколений говорит, что это не те цели. Разве мы не знаем, что оставим здесь, на земле, всё? Разве мы продолжаем быть слепы?

Евангельское слово открывает нам глаза, чтобы мы веровали в Сына Божьего, Который даёт нам познание истины. Он возвестил нам о Своём Небесном Отце, послал нам Духа Святого, чтобы мы умудрились, чтобы открылись наши духовные очи и во свете Божием мы увидели, что наши грехи чернотою лежат на сердце и восхотели бы исцелиться от этой грязи греховной. Господь открывает нам это зрение просто так – ни за какие наши труды, ни за какие-то подвиги. Он даёт нам просто веровать в Него и по этой вере совершать добрые дела.

Будем же мудрее тех фарисеев, будем признавать себя грешниками, как разбойник на кресте, который воззвал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоём». Очень просто, без всякой надменности, умничания, без всего наносного и тщеславного в нашей жизни будем обращаться к Богу. Как ответил слепой Спасителю – а кто Он, этот Мессия, чтобы мне веровать в Него? Я же был слеп, не знаю, Кто это. На что Христос сказал ему – это Тот, Кто стоит перед тобою. И бывший слепой поклонился своему Создателю с великой радостью и трепетом.

Поклонимся же и мы нашему Небесному Отцу с благодарностью за то, что были слепы и прозрели, были во тьме – теперь в свете, были рабами, а теперь дети Божии. Пусть Господь сохранит нас в этой жизни от слепоты духовной, от чёрствости, раздражения, гнева и других страстей, чтобы и нам истинно поклоняться в Троице славимому Богу и всегда во все веки воспевать Ему бесконечную славу. Аминь.

Слово Архипастыря в Неделю 6-ой по Пасхе, о слепом
Требы
Ничего не выбрано
Продолжить выбор треб