3 января 2021 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. В своем архипастырском слове Владыка показал спасительное для каждого человека значение приближающегося праздника и напомнил о том, как настроить свою душу, чтобы она могла почувствовать свою, личную, встречу с Господом.
“Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю всех вас с Воскресным днём и с приближающимся Рождеством Христовым! Мы сегодня отмечаем память святых отцов, и этот праздник приближает нас к пониманию Промысла Божьего о спасении всего человечества. Много поколений было до Христа. Только до Авраама их было 42 человека, которые носили в себе надежду на то, что придёт Мессия и Избавитель Своего народа, и воцарится во веки. И если ветхозаветное сознание ещё мыслило мирскими, земными категориями, потому что небесный мир был закрыт для падшего Адама и его потомков, то с пришествием в мир Христа мы видим, как всё изменилось и в мире дольнем, и в мире Горнем.
Христос воплощается ради нашего спасения. Но, чтобы этот момент состоялся, нужно было, чтобы родилась Та, Которая сможет принять Бога во чреве Своём и дать плоть человеческую, дабы исцелить природу человека.
Замечательные слова мы произносим во время Божественной литургии в молитве Господу о том, что Христос, взяв нашу плоть, вознёс её на небо и посадил одесную Бога. Так высоко стало значение человека в этом Богом созданном мире. Но, чтобы подойти к этой высоте (поистине даже выше Ангельской, ибо во Христе человек оказался выше ангелов), для этого нужно было человечеству пройти достаточно большой путь в истории, чтобы подойти к самому пришествию в мир Господа нашего Иисуса Христа. И каждое имя, произнесённое сегодня в начале Евангельского благовествования, от Авраама – это судьбы людей, это свой личный опыт прохождения этой жизни и встрече с Богом.
У Авраама – это были Богоявления. Он имел счастье разговаривать с Богом, принимать Его у дуба Мамврийского. У Исаака и Иакова уже не так много было этих встреч с Богом. Мы знаем, что Иаков во сне видел лестницу, соединявшую Небо и землю. Это символ Божией Матери, Которая, будучи по плоти от земли, приняла Небо в Свои объятия, и от Неё родился Бог и человек. Ветхозаветным праведникам ещё дано было видеть и общаться с Богом. Но мир не стоял на месте, и, как после потопа умножалось зло, так и потом оно продолжало развиваться в людях. Грех – это яд, который отравляет людей, и, к сожалению, этой болезнью мы, люди, заражаем друг друга.
Человечество, подойдя к встрече Христа, уже предвосхищало Его Явление – всё сильнее звучали слова пророков, а последние пророчества указывали даже время Явления Христа. Но по душе, по состоянию общественной жизни люди были далеко от Господа. Мы знаем, как Спаситель ходил и исцелял не столько тела людей, сколько душевные раны, которые во множестве Он видел среди тех, к которым пришёл на землю.
Ради исцеления нашей души, ради познания истинного Бога, возвращения правды в жизнь людей Христос приходит на землю. И за каждым именем, за каждой судьбой мы видим, как Бог промышляет о нашем мире, чтобы спасти всех нас. Это удивительные истории Давида и Соломона, Манассии, удивительные примеры покаяния, которые не всегда мы видим в Новом завете среди нас, живущих уже в новой христианской эре…
Нам есть, чему поучиться у древних: вере Авраама, настойчивости Давида, мудрости Соломона, покаянию Манассии, праведности Иосифа, чистоте и целомудрию Девы Марии. Они открывают нам Новый Завет и показывают, что Бог любит нас так же, как и в древности. У Него нет изменения, Он не меняет Своих мыслей, как меняет их человеческая природа: сегодня так, а завтра по-другому, сегодня смеёмся, а завтра плачем. Бог всегда постоянен. Если Он любит нас, то эту любовь Он являет делом, которое совершил на земле.
И мы уже в предвосхищении этого прекрасного праздника, важнейшего события в истории мира – пришествия в мир Бога ради спасения всех нас.
Что нам нужно сейчас? Настроить себя, как человек настраивает нужную радиостанцию. Так и мы, должны настроить свои чувства, свой тонкий дух, чтобы услышать, что хочет от нас Бог и для чего Он приходит на землю. И, если мы, пусть даже в эти несколько дней, наполним свои сердца покаянием и молитвой, а наипаче благодарностью Богу, то и нам Господь откроет радость, милость и красоту Его Рождества.
Будем вслед за ветхозаветными праведниками стремиться к исполнению Божьего закона, Божиих заповедей, и тем самым приблизим себя к пониманию Царствия Божия и настроим себя на такой добрый лад, чтобы само Рождество Христово, встреча человечества с Богом, стало нашей личной Встречей, чтобы мы от этого великого события согрелись, осиялись светом, Духом Святым, Который, благодаря пришествию Господа в этот мир, действует среди нас.
Так будем же просить Духа Святого, чтобы Он очистил наши сердца и научил нас такому покаянию, как это было в древности, чтобы научил нас вере и надежде, неизречённому упованию на Бога, и чтобы в этой красоте Духа и чистоте сердца, мы восприняли смысл Рождества Христова. И, видя Богомладенца в яслях, видя эту кротость и простоту, милосердие и милость Бога к нам, грешным, и мы стали бы в этом мире проявлять больше милосердия, больше прощения, больше любви, без которой невозможно понять Бога. Я желаю всем вам в эти оставшиеся предрождественские дни быть с Богом, чувствовать Его пришествие и наполнить своё сердце самым важным и значимым для себя в жизни – Духом Святым”.