Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

20 декабря 2020 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Церковь торжественно прославляет Воскресшего Господа и совершает память святителя Амвросия Медиоланского. Епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском соборе, по окончании которой обратился к пастве со словом проповеди, посвящённой главнейшему качеству христианской души – благодарности.

Дорогие отцы, братья и сестры, я поздравляю вас с воскресным днём и с памятью Амвросия, епископа Медиоланского. Богослужение этого воскресного дня и сама память святителя задают нам очень важную направленность нашей мысли. Нам предлагается ещё раз осознать своё служение, место в этом мире и то отношение, которое мы имеем к Богу. Сегодня Евангельское слово и толкования к нему говорят о благодарении Господу. Спаситель мира исцелил десять прокажённых и, видя, что только один из них вернулся прославить Бога за своё исцеление, спрашивает: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17:12)

Это Евангельское слово открывает нам состояние древнего, по праву называемого, ветхозаветного мира. Ветхое состояние души говорило о том, что только десятая часть людей могла разумно оценивать своё состояние и поведение. Эта ужасная цифра показывает величину падения не только древнего, языческого, но даже и избранного народа. Настолько далеко люди отошли от понимания того, что Бог является Творцом человека и этой вселенной. И созданию было бы правильно благодарить своего Творца. Господь, как мы читаем в Евангелии, отпускает этого прокажённого, исцелившегося, с миром и говорит такие слова: «Вера твоя спасла тебя».

Церковь Христова очень внимательно смотрит на эти слова Спасителя, в которых мы видим призыв к тому, чтобы ответно благодарить Господа за Его великие, бесконечные милости, которые Он творит в этом мире ради нас. И явным примером этого милосердия Божия является само пришествие в мир Господа. Скоро мы будем отмечать праздник Рождества Христова, вспоминать Его пришествие в этот мир. Это же поистине великая милость для всех нас. Но благодарит ли человек?

 Грешного мир   ждёт славы для себя, ибо тщеславие и самолюбие – отличительная черта не только сегодняшнего времени, но и всех времён. И в отличие от этого грешного мира Церковь Христова помнит благодеяния Господа, и наша сегодняшняя служба – яркий пример тому. Мы начинаем сегодня молитву ко Господу с замечательных антифонов: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его». А потом добавляем: «Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь». Но на этом не останавливается Церковь в благодарении и хвалении Господа за Божественной литургией, которая есть исполнение любви Божией к человеческому роду. Именно за Божественной литургией совершается то Таинство, которое к нам сюда приводит Христа. Здесь и сейчас совершалось спасение всех нас. В эти торжественные священные моменты Литургии священник в алтаре молится: «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего». Словами этих молитв начинается Евхаристический канон, и вместе с народом Божиим Церковь в этот священный момент, когда совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, восклицает: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».

Во все важнейшие моменты нашего спасения мы обращаемся к Богу с благодарением и молитвой, прославляя Его величие, красоту, мудрость, достоинство, силу, с которыми Он совершил наше спасение. И святитель Амвросий Медиоланский, память которого мы сегодня совершаем, эти слова Церкви запечатлел в своём сердце и нам сформулировал основные мысли нашей благодарности Богу в молитве, которая он оставил нам в конце 4 века и которую Церковь произносит вот уже более полутора тысячи лет. Мы слышим замечательные слова: «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе Превечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси aнгели, Тебе небеса и вся Силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея, Тебе преславный Апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа. Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси: Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева; Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное. Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися». Так начинается молитва от лица Церкви, которая благодарит Господа и понимает, насколько великий подвиг совершил Господь ради нашего спасения.

Эти слова есть выражение истинного христианского духа, потому что через благодарение человек может достойно и правильно войти в Церковь Христову. Благодарение открывает двери милосердия Божия, и тот, кто понимает, что значит благодарить, своим сердцем знает, как милостив Господь к нему. Поистине за наши дела, которые иногда и вслух сказать стыдно, мы должны быть наказуемы, как наказывает государство тех, кто нарушает закон. Но Бог не пришёл наказать людей – «не судить, но спасти мир» (Ин. 12:47). И сегодня день спасения, время благоприятное, когда нам предлагается прочувствовать величие Божие, Его любовь и милосердие. Но, с другой стороны, посмотрим на свою жизнь – хватает ли нам времени, сил и души, чтобы ответно благодарить Господа за все Его благодеяния?

Сегодня, как никогда вовремя, звучат слова прокимна 3 гласа, которые мы слышали перед чтением святого Апостола: «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте». И мы поём Богу, «дондеже есмь», пока живы здесь, на земле. Мы стараемся, чтобы наша жизнь стала славословием Бога, ибо так живут Ангелы. А мы хотим подражать Ангелам, которые не знают ничего иного, как своей чистой душою славить Господа, и через эту славу и исповедание величий Божиих получать ту благодать, святость и свет, который есть в Боге, приобщаться к Его Божественным энергиям, стараться светлеться всей своей душою, чтобы постичь и прикоснуться к этому великому, благородному, святейшему Царству Христову, в которое приглашает нас Господь.

И сегодня, возвращаясь домой и прочитывая ещё раз слова этого Евангельского отрывка о том, как мы должны благодарить Господа, сравним свою жизнь с тем, сколько благодеяний, видимых и не явных, для нас сотворил Господь. Научимся благодарить, ценить Божий дар и через это наконец поймём, как нужно относиться к людям. Благодарная душа не может осуждать. Человек с благодарным сердцем несёт добро и свет, он наполнен благодарением Богу. Как говорил великий классик, «за что на Бога мне роптать», ведь мы можем сделать множество добрых дел в этом мире. И начать надо с благодарности.

Надо сначала оценить всё, что сделал для нас Господь. Если это возможно сосчитать… Понять, насколько мы в Его любви купаемся и пребываем в милосердии Божием. Господь каждое мгновение нашей жизни старается вернуть нас в Отчий дом, чтобы мы не погибли, старается, чтобы искушения были от нас далеко. Ведь мы молимся в молитве Господней: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Эти слова не просто так передал нам Господь. Он не хочет, чтобы мы молились Ему как рабы некие, но хочет нам помочь и даёт повод, чтобы мы обращались к Нему за этой помощью. Я верю, что всякий, кто в своей душе прочувствовал милость Божию, как Он спас нас от разных несчастий, проблем, зла, греха и смерти, тот найдёт слово благодарности. А если не умеем благодарить Господа, то научимся от молитв, которые оставила нам Церковь, чтобы мы правильно славословили Господа.

Как хорошо было бы сегодня к своему молитвенному правилу присоединить эти слова, оставленные святителем Амвросием, о том, как мы благодарим Господа, как Он дорог для нас, как мы любим Его, как мы стремимся к Нему…

Завершает свою молитву святитель прошением: «Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси». Прости нас, Господи, освободи от греха, пусть милость Твоя будет с нами всегда, а мы будем постоянно, бесконечно благодарить Тебя. В этом славословии – большая часть человеческой жизни. В славословии Господа раскрываются творческие способности человека, потому что, когда мы благодарим, мы находимся в самом добром, мирном состоянии, состоянии здравомыслия, и можем принимать правильные решения. Ни суета, ни рассеянность – ничего не будет мешать, когда мы благодарим Господа. Это удивительно…Когда мы благодарим, дьявол не смеет приступить к нашим мыслям, потому что он опаляется от этой благодарности, он терпеть не может, чтобы мы, такое падшее создание, оценив любовь Божию, возвращались в своё богоподобное состояние, в состояние образа Божьего, в котором и сотворил нас Господь. Мы призваны к спасению, к счастью и радости во Христе.

Слово Архипастыря в Неделю 28-ю по Пятидесятнице
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы