Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

26 декабря 2021 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании Божественной литургии епископ Нестор обратился к богомольцам с архипастырским словом:

Дорогие отцы-священнослужители, братья и сестры, сегодня мы вспоминаем о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа и вместе с тем входим в подготовительные недели перед Рождеством Христовым. Это воскресение – Неделя, по- славянски, посвящена святым праотцам – тем сродникам и предшественникам Господу по плоти, которые сохранили благочестие, веру в Единого Истинного Бога. Они жили с этой верой и упованием, помня ту первую надежду, которую дал Отец Небесный прародителям ещё в раю после их грехопадения. Изгоняя Адама и Еву из рая за их непослушание, Бог не оставил их умирать в отчаянии, но сказал, что «семя Жены  сотрёт главу змия» (Быт.:  3-15). То есть наступит день, когда грех, порождённый непослушанием первых людей в раю, будет изглаждён – придёт Примиритель народов,  Который сделает вновь возможным прерванное богообщение.

Мы вспоминаем сегодня многих, которые находятся в родословии Спасителя. Это те праведники, которые, несмотря на окружение и царствующий грех, словно яд, заражающий людей, стремились сохранить веру и благочестие. Как это было сложно в первые тысячелетия жизни людей! Каин и его родственники уже отошли от богообщения, они перестали молиться, их целью жизни стала жизнь земная.

 Мы читаем в первых главах книги Бытия, что поколение каинитов – родственников и потомков Каина, который убил своего брата Авеля, устраивали города, создали кузницы. От этого поколения пошло и музыкальное искусство как увеселение души вместо того, чтобы увеселять свой дух божественной красотой и радостью. «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение» (Пс. 117:14), – так говорит Священное Писание. Радость должна быть о Дусе Святом, о том единении с Богом, о богообщении – этой неземной радости, которая когда-то была в раю. Но люди начали веселить своё сердце другими вещами: придумали музыкальные инструменты, придумали дома, придумали, как облагораживать этот мир и делать из него свой дом, забывая о своём небесном призвании и небесном Отечестве.

Этот земной мир погружён во тьму греха и беззакония, в нём появились страдания, смерти, войны, болезни как следствие греха людей. Но в это же время жили люди как Ной, Сим, Иафет, как многие праотцы, которые не искусились этими благами земной жизни. Они для себя считали более блаженным скитаться от места к месту, переходя от одной земли к другой. Их унижали народы, преследовали, потому что хотели обратить их в свою языческую веру, но они сохранили крепость духа, верой и силой божественной побеждали иноплеменников. Они слышали голос Бога, звучащий в их сердце, и не преступали тех заповедей, которые были написаны в их сердцах.

С пророком Моисеем заповеди Божии уже были явлены словами и установлены на Синайской горе – те 10 заповедей, которые люди старались исполнить до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Все эти поколения людей мы вспоминаем сегодня, и они являются одновременно и нашими предками, потому что от Авраама произошли не все народы, а от Адама все.

Сегодняшнее богослужение – это в том числе и  дань памяти нашим предкам. Кто-то из них был святым. Когда Господь в день Своего распятия спустился в адские места, то освободил от адских оков и наших предков – праотцов. Все томились, все были заключены за непослушание Адама. Грех лежал на всех. Как происходящие от одного источника, и мы все несём последствия выбора наших прародителей…

Но было бы несправедливо нам страдать за их грехи. Поэтому приходит Христос и освобождает нас от этого проклятия. И дети уже не несут наказания за грехи родителей, а каждый за себя отвечает, что он сделал хорошего или плохого в этой жизни. Поэтому сегодня мы прославляем Господа, Который сделал возможным наше бытие в благости, в приобщении к той благодати, которую желали, вожделели все ветхозаветные праведники.

Мы сегодня купаемся в благодати Божией, которая была недоступна для них. И лишь некоторые могли чистотою своей души приобщиться к святости Божией. Но не более того, ибо все были заключены в непослушание и наказание. Но приходит Христос Спаситель, меняет эту круговерть истории человеческой и делает возможным наше общение с Богом. Поэтому Церковь премудро установила этот праздник перед Рождеством Христовым, чтобы мы понимали – чаяния этих святых праведников исполнились во Христе – в Его Боговоплощении и Воскресении.

И сегодня мы видим, как премудр Господь. Своими силами, Своей любовью и милостью к нам Он нашёл такой способ спасения человечества, который не нарушает нашей  свободы. Все были свободны: и Адам, и Ева, и Енох, и Енос – все. До сего дня каждый человек может выбрать себе – быть с Богом или нет. Но от этого выбора зависит следующая, большая часть нашей бессмертной жизни.

Свидетельства этих ветхозаветных праведников очень важны для нас. Если они, ещё не видя исполнения своих надежд, сохраняли преданность Богу и благочестие, то как должны поступать мы, видя, что всё исполнилось? Видя благодать, которая пришла в мир в день Пятидесятницы, все чудеса, исполнение пророчеств, как же нам не хранить своё благочестие? И уже не в надежде и ожидании, но в исполнении и радости приобщения к этой божественной благодати совершать дни своей  жизни. Господь даёт нам и свободу, и средства для того, чтобы спастись.

Средства эти – Его боголепные, красивые заповеди, которые Он оставил нам как руководство ко спасению. Слушая их, мы всегда будем пребывать в Божием благословенном мире. Будем всегда сердцем наполнены благодатью, которую не мерой даёт Господь любящим Его. Поэтому приобщаясь сегодня к этой радости, сохраним, ради чего эти праведники жили, страдали, принимали мученическую кончину, погибали в сражениях, защищая свою веру.

Нам сегодня надо хранить нашу веру. Ей столько, сколько этому миру лет. Наша вера идёт от Адама, от тех первых детей его, которые уже не видели Бога, не разговаривали с Ним, но знали от своих родителей, что Он есть. И эта вера, начавшись там, недалеко от Эдема, теперь в наших сердцах. Она подкреплена пришествием в мир Сына Божьего, Его чудесами, Его благодатью, которую Он дал, ниспослав Духа Святого на Своих учеников и через них на всех, кто крестился во имя Святой Троицы. И теперь мы, наполненные этой благодатью, будем хранить то высокое достоинство, которое имеем, то доверие Божие, которое Он изъявляет нам. Будем утверждаться добрыми делами, нерассеянной молитвой Господу и чистыми мыслями, которые должны быть направлены на благодарность Богу за Его великое промыслительное действие, совершённое в этом мире ради спасения всех живших и живущих на этой земле.

Помня, что кто-то из праотцев и наш родственник, будем обращаться к Богу, чтобы Он и нас помиловал, сопричислил к избранному своему стаду и, как Своих детей, вёл спасительным путём в Царство Небесное. Аминь.

Слово Архипастыря в Неделю 27-ю по Пятидесятнице
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы