Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

15 ноября 2020 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе. По окончании Литургии, предлагая пастве поразмышлять над Евангельским воскресным отрывком (Лк., 8: 26-39) об исцелении Гадаринского бесноватого, архипастырь посвятил своё слово теме свободы в жизни человека.

«Дорогие отцы-священнослужители, братья и сестры, я всех вас поздравляю с Воскресным днём! Сегодняшнее Евангельское повествование говорит о том, что Господь, Которого Отец Небесный послал в этот мир, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16), Сын Божий совершает дела спасения, исцеления, возрождения человеческой жизни, и мы благодарим Господа за Его бесценный дар жизни, за ту любовь и милосердие, с которым Он пришёл на землю.

Сегодняшнее моё слово – о свободе. Мы много говорим о свободе и понимаем её иногда по-разному. И сегодняшнее Евангельское повествование тоже говорит о человеке, связанном сатанинскими узами, порабощённым греху и потерявшим свою свободу. Грех произрастил в человеке страсти, страсти привлекли демонские полчища – и человек стал связан, ибо злые духи поселились в нём. Затем и люди, видя какую опасность представляет этот больной душой человек, связали его цепями, чтобы он не причинил зла ни себе, ни окружающим.

Поистине человек становится скован от той свободы, которую когда-то имел и мог ею наслаждаться, используя её во благо! Апостол Пётр об этом говорит очень простые слова: «Кто кем побеждён, тот тому и раб» (2Пет 2:19). И, действительно, те, кто искусились и стали творить злые дела, послушались дьявольского внушения и оставили Божий закон, стали рабами греха. Это невидимое рабство – никто не скручивает нам руки, когда мы совершаем злые поступки. Игра с дьяволом становится настолько опасной, что человек теряет не только Богом данную свободу, но теряет ещё и рассудок. Часть людей становится настолько опасной обществу, что приходится придумывать различные органы правопорядка, которые бы могли защищать нас от злой человеческой воли. В нашем народе есть такая пословица: «Если Бог хочет наказать человека, Он отнимает у него разум». Человек, ослеплённый грехом, перестаёт правильно оценивать эту жизнь и становится на путь насилия, вражды, злобы, ненависти, коварства. Всё это, словно ржавчина или плесень, поедает человека незаметно, день за днём, год за годом – и человек, отдавший греху свою свободу, деградирует и разрушается.  От него потом не остаётся ничего, он, словно соль, потерявшая силу…

Мы знаем, что Сын Божий пришёл на эту грешную, обременённую большими проблемами землю для того, чтобы освободить нас. И это не единственная цель. Ведь просто быть свободными, жить для себя – это не выход и не цель нашей земной жизни. На это у  нас тоже есть замечательное слово Христово. Господь в Евангелии говорит, когда храмину выметают и там становится чисто, то это место должно быть обязательно чем-то занято (Мф. 12: 45). То есть, когда Бог очищает нашу душу, то она уже не может оставаться пустой. Душа должна быть наполнена или благодатью Божией, или это место займут те, кто очень хочет там жить – демоны. «Свято место пусто не бывает», – говорит пословица.

Иногда мы слышим слова, записанные во многих протоколах: «Был невменяем». Что это значит? То, что злая сила так действует в человеке во время преступления, что он совершенно ничего не может с этим поделать. Его свободная воля оказывается совершенно парализованной, скованной, и то, что творит человек, страшно для окружающих.

Вспомним слова Спасителя мира, когда Он страдал на Кресте. Господь обращается к Своему Небесному Отцу: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34).

Как не ведают? Ведь они же творили это! Их руки прибивали Христа ко Кресту. Не ведают, потому что такая демонская сила и злоба поселилась в этих воинах, которые с жестокостью варваров хотели уничтожить Христа, и были они совершенно невменяемы. Сильнейшее торжество зла, демонская сила думала, что, прибив ко кресту последнего Праведника, можно уничтожить добро и Божие создание.

Вот, до чего могут доходить людские страсти, и это настоящее рабство… И человек, бродивший по пустыне в Гадаринской окрестности, не был свободен. Это было страшное мучение. Он не знал, как уничтожить жизнь, которая ему стала ненавистна. Но приходит Спаситель и исцеляет его. И этот покаявшийся грешник, исцелённый Господом, делает свой выбор. Он спрашивает Спасителя –   можно мне идти за Тобой? Но Христос посылает его быть таким же проповедником, как и апостолы, идти и свидетельствовать о великих делах Бога, нести свет, который так долго искал этот заблудший в темноте мир.

Сегодня, через тысячелетия после этого события, описанного в Евангелии, как будем мы относиться к своей свободе, которую дарует нам Бог? На что мы её употребим? Этот вопрос сегодня задаётся Церковью нашим сердцам.

Хотим ли быть с Богом, свободно выбирая общение с Ним? Ведь Он никого насильно не заставляет идти в Царствие Божие. Чаще мы сами своих близких насильно заставляем идти в рай. «Что это дома сидим? Быстро на службу», – часто можно услышать от нас…

А Христос не заставляет, Он приглашает. И кто откликается на этот призыв, те по-настоящему счастливы, ибо откликаются своей свободной волей, а не из-за уважения к нам.

Важный момент в жизни человека – как он употребит свою свободу. Поэтому каждый наш день – это возможность реализовать свой свободный выбор на сторону добра. Как Ангелы, праздник которых мы скоро будем праздновать, всегда преклоняются на добрую сторону и никогда на злую. Как было бы хорошо, если бы учились у святых – мучеников, преподобных, которые, несмотря на краткость этой земной жизни, свою свободу использовали во благо, во спасение! А мы? Не отдаём ли себя бесплатно в рабы врагу рода человеческого или мирским, ненужным, преходящим делам и не теряем ли самой главной цели своей жизни? Хватает ли нам благодарности Богу за то, что Он сохраняет нашу жизнь, избавляет от дьявольского служения, не даёт демонам ругаться над нами?

Сегодня мы переживаем за наш народ, за тех, кто ещё далеко отстоит от ограды церковной. Переживаем не потому, что они лишают себя Царствия Небесного, а потому, что они страдают уже здесь…  Поверьте, это настоящее страдание – быть с демонами. Господь специально ограждает наш видимый мир от невидимого, чтобы мы не устрашались и не ужасались. Помните, как преподобный Серафим в беседе с Мотовиловым сказал своему собеседнику в ответ, когда тот захотел побороться с бесом: «Что ты! – в страхе отвечал Серафим Саровский. – Что ты! Ведь даже самый малый из них одним своим когтём может перевернуть эту землю! Не говори никогда, что ты можешь с ними бороться». Это великая благость Божия, что Он не попускает им мучить нас и издеваться над нами! И, действительно, какая премудрость Божия, что этот демонский мир   невидимой преградой от нас отделён.

Поэтому призываю вас ответственно отнестись к дару свободы и дару жизни. Не напрасно ли мы проживаем время своей жизни на земле? Я очень хотел бы, чтобы каждый из вас, как драгоценную жемчужину, хранил свою свободу, не торговал бы ею, не отдавал за пустяки. Чтобы мы держали уста свои на замке, не говоря плохих слов и не привлекая этим зло к своей жизни.

Верю, что, подражая Ангелам и помня повествование Евангельской истории о том, как Христос исцелял людей, мы, рождённые от Духа Святого в купели Крещения, сохраним этот дар и будем порабощены ЛЮБОВЬЮ БОЖИЕЙ, которая есть настоящая свобода во Христе и дана нам даром, не за наши дела. Бог просто любит нас. Поэтому пришёл на землю, пострадал, воскрес, разрушил эти адские оковы, которыми ад сковал души грешников, и дарует всем нам Жизнь Вечную через приобщение к святой жизни во Христе, через Таинства Церкви. Он не оставляет нас, даёт силу, показывает путь, по которому идти, зная, что мы слабы и немощны, ограничены временем, пространством и другими вещами. Но у нас есть Его драгоценный дар – жизнь и свобода.  Так употребим же их во благо, во своё спасение. И верю, что Господь удостоит и нас этой великой милости войти в рай вместе с благоразумным разбойником и наследовать Царство Небесное. Аминь».

Слово Архипастыря в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
Требы
Ничего не выбрано
Продолжить выбор треб