Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

1 ноября 2020 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Преосвященный Нестор, епископ Тольяттинский и Жигулёвский, совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе, по окончании которой обратился к молящимся с архипастырским словом. Ниже приводим текстовый вариант проповеди:

“Дорогие отцы, братья и сестры, я всех вас поздравляю в Воскресным днём! В этот день мы отмечаем и память пророка Иоиля – одного из пророков Ветхого Завета. Он именуется малым Пророком по объёму текста, который сохранился в Священном Писании. Это первый из Пророков, чьё письменное свидетельство дошло до наших дней. Мы можем увидеть там слова, как обращённые к своим единоплеменникам, так и слова, относящиеся к пришествию в мир Сына Божьего, ниспослании Духа Святого на апостолов, а через них и на нас. « Настанет День Господень», великий и страшный, когда Господь придёт судить этот мир.

Мы не знаем достоверно, в какие годы жил и проповедовал пророк Иоиль, но знаем точно, что его проповедь была о духовном состоянии народа, в котором тогда пребывали иудеи и израильтяне. Это состояние, к сожалению, было плачевным, иначе бы Господь не послал бы праведника обличать грешников. Поэтому очень важно, что оставил пророк после себя, какую пользу его слово принесло в этот мир. И, оказалось, что его слова важны были не только для тех, кто жил в его время, но и для всех нас, и для тех, кто будет жить после.

Состояние народа того времени было таковым, что по грехам Господь попустил соседним племенам атаковать избранный народ, и они несли притеснения. В унисон с праведным гневом Божиим и сама природа перестала давать плоды, и наступил великий голод. Это очень хороший пример для нашей духовной жизни: когда мы, имея много дарований Божиих, много добродетелей, вдруг перестаём слушать Господа, тогда таланты, данные нам, начинают исчезать, как исчезало богатство у блудного сына, оставившего своего Отца и ушедшего на сторону далече… Чем дальше от Бога, тем меньше остаётся средств для существования. Можно проследить, что этот опыт падения и покаяния Израильского народа пронизывает всю Библию, весь Ветхий Завет.

Когда грех вошёл в этот мир и человеческая природа повредилась, наступает момент деградации. Грех уничтожает добродетель в человеке, а святые отцы говорят так: «Падает человек». И это падение вызывает большую реакцию в духовном плане, потому что тогда человек начинает совершать зло. А зло, увеличиваясь в своем размере, в свою очередь уничтожает то, что создал Господь. Бог противодействует этим процессам разрушения. Он останавливает зло в мире, чтобы оно окончательно не уничтожило Его творение, которое было добрым. Особенно это видно в период Судий. Когда пророк Моисей вывел Израильский народ из Египта и Иисус Навин ввел их в землю обетованную, потом был замечательный период, когда Сам Бог руководил этим народом. Через Судей, через Пророков Бог открывал, как надо жить, и люди приходили к этим святым мужам, чтобы от Бога услышать повеление. Затем этот период теократии, богоправления закончился, и начался период Царей, когда уже царь земной решал, что хорошо и что плохо. Если царь был с Богом, то счастлив был народ в этот период, а если царь отходил от Бога, то и народ повергался в идолослужение, тем самым проявляя свою неверность истинному Богу, теряя избрание, к которому был призван ранее. Часто Бог останавливал Израильский народ, и он опять приносил покаяние и возвращался в прежнее достоинство, начинал жить более или менее мирно. И если бы люди сохраняли благочестие, то, возможно, могли бы и до конца дней своих жить мирно. Но в благоденствии народ опять забывал Бога, падал и вновь получал уроки своего падения. Нападали внешние племена, уничтожали людей и всё добро, которое они нажили. Но Бог, слыша покаяние и вопль Своего народа, снова милостиво прощал и освобождал его.

Один из таких витков истории и описывается в книге пророка Иоиля. Она начинается с того, что всем надо покаяться. Надо пойти в храм Господень, придти в правильное состояние духовной жизни, очистить себя от всего нечистого, от идолопоклонства – и плакать, стенать, искать Бога, призывать Его вновь в свою жизнь. И старцы, и юноши – все должны покаяться, чтобы изменилась эта жизнь. Первая часть книги великого Пророка посвящена покаянию. Сегодня это так же актуально, как и тогда. Вторая часть посвящена тому, что ждало мир впереди. Иначе Иоиль не был бы Пророком, если бы не говорил о будущем, и если бы это будущее не сбылось бы так, как он сказал. Не зря апостол Пётр в день Пятидесятницы вспоминает слова именно этого Пророка: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут снится сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28). Так будет просвещаться народ Божий, ибо Дух Господень будет со Своим народом. И этот народ уже понимается не по признаку национальности, а по признаку веры. Все, кто уверовал в Сына Божьего, Который проповедовал о Своём Небесном Отце и Святом Духе, те примут благодать и будут иметь духовные дарования.

Сегодня мы слышали притчу о сеятеле, в которой образно говорится, как Господь даёт Своё Слово, как зёрна, в сердца людей. А человек, как земля, отвечает на это – примет семя Слова или нет. Когда мы слышим причины, по которым человек не принимает Слово Божие, то понимаем, что это неприятие было достаточно давно.

Пророк Иоиль говорит, что люди не слышат Господа, а Христос объясняет, почему человек перестаёт слышать Его Слово. Как согласны эти два сегодняшних чтения Священного Писания! Пророк говорит о состоянии народа, а Спаситель мира открывает нам духовные причины. И если пророк Иоиль просто призывает к покаянию, то здесь Господь хочет, чтобы мы, наполненные Духом Святым, имели правильное представление о духовной жизни и принесли плоды, как приносит пшеница, посеянная на доброй земле, и соответствовали тому избранию, которое Бог насадил в наши сердца Словом Своим.

Спаситель открывает нам, в чём причина грехопадений и древних, и современных, ибо природа человеческая одна. Причина в том, что человек часто предпочитает этот мир Божьему поклонению, правду земную – правде небесной. Больше живёт здесь мирскими заботами, нежели заботами о душе своей. И эта притча ставит нам всё на свои места.

О чём мы должны заботится в первую очередь? У людей, которые не хотят принимать Слово Божие, дьявол, словно птица, ворует это Слово из их сердец, и они не понимают, что этот мир устроен не только из видимого, но и из невидимого. Враг рода человеческого, как «лев рыкающий», по образному выражению Пророка Иоиля, хочет украсть нас, уничтожить Божие создание, потому что ненавидит Бога, сотворившего этот мир.

Мы слышим, что люди часто меняют своё мнение: они то принимают Слово Божие, но, как только приходят испытания, сразу оставляют его. И это наше неверие, неверность, лень, слабость – всё это порождение греховной жизни, когда мы не хотим ничего менять к лучшему. Зачем? Ведь так было хорошо! Слово Божие говорит о высоких ценностях, но вдруг придётся пострадать? А зачем менять что-то в своей жизни? Ведь эта жизнь земная оказывается ценнее для человека, чем Истина…Часто заботы житейские и печали этого мира в такой водоворот уносят нашу жизнь, что человек забывает о Слове Божием. И мы видим, какова наша душа, повреждённая грехом.

Совсем недавно в соседней стране 100тысяч человек вышли, чтобы поддержать аборты – убийство в утробе. Послушайте, как изменилось сознание Европы, что она хочет убивать детей в утробе матери! Это говорят те, кто сами родились на свет, получили жизнь, а другим эту жизнь дать не хотят! Разве это не явление греха и страстей, которые уже стали обыденностью? Мы к ним привыкли, они стали естественными. Что особенного? Ну, совершили ошибку или рано ещё иметь детей, или другие страшные отговорки, которые пресекают возможность увидеть человеку Божий свет. Разве это не извращение нашей жизни? Разве не об этом говорит Писание, что мы, влекомые грехом и страстями, стали хуже животных? Мы можем потерять образ Божий, а многие и уже потеряли…

Каков же должен быть плод сердец, принявших Слово Божие? Пророк Иоиль говорит, что те, кто приняли Слово Божие, приняли и Духа Святого в свою жизнь, стали с Богом единомысленными. У них и плод духовный должен быть таков, как говорит апостол Павел: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:23) Даже вера может умножаться в человеке через  плоды духа. Так Бог освящает человека, и тот уже может являть благодать Божию в этом мире.

Удивительно, как все эти слова сбылись на наших христианах последних дней. Вспомним наших русских святых – преподобного Сергия. Пророк Иоиль говорил, что принявшие Духа Святого будут пророчествовать –  и преподобный Сергий пророчествовал о том, что Дмитрий Донской одолеет врага и победит Мамая. Вспомним Ксению блаженную, Андрея  Христа ради юродивого, блаженную Матрону. Они видели будущее, хотя сами порой и не имели физического зрения. Приобретя через труды покаяния, молитвы, добрых дел Дух Святой, они явили и плоды этого Духа.

Результат нашей духовной жизни должен быть налицо. Это не значит, что мы здесь все сидим, как за школьной скамьёй, записываем уроки, а потом знаем их, отвечаем, а под конец нашей жизни вдруг начинаем пророчествовать и исцелять. Это не цель нашей жизни. Это следствие. Человек, который живёт по Духу, все эти дары являет в своей жизни. Но верно и обратное. Если в нас они не проявляются или (что ещё хуже) проявляются совсем другие плоды – злые, то, значит, мы живём не по Духу, и нам есть над чем работать.

Сегодня, отмечая память  этого великого святого, будем молиться, чтобы и нас Господь удостоил благодати Святого Духа, Который просвещает всякого человека, грядущего в этот мир. За Божественной литургией мы взываем ко Господу: « Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Мы молились, чтобы Дух Святой, Которого подал Господь  апостолам, не был отнят от нас, как зерно, которое поклевали птицы, или которое погибло в тернии при дороге, но чтобы Он обновил нас, соделал родными, которых примет Господь в Дом Отчий. А мы, живя по Духу, будем приносить плоды через служение ближним, через искреннюю, нерассеянную молитву, наполненную детской верой и прощением, и, конечно, через любовь, которая должна действовать во всех нас.

Я поздравляю вас с этим праздником. Пусть Господь укрепит нас молитвами святого пророка Иоиля, святых славных и всехвальных апостолов и всех святых. Аминь”.

Требы
Ничего не выбрано
Продолжить выбор треб