Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

3 октября 2021 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, в Преображенском кафедральном соборе Тольятти епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил  Божественную литургию. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:

Дорогие отцы-священнослужители, братья и сестры, я всех вас поздравляю с праздником в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. В эти дни мы прославляем и Его Животворящий Крест, Его Страдания, погребение, смерть ради нашего спасения и воскресения. Поэтому и молитва наша: «Слава Господи Кресту Твоему Честному и Воскресению». Этой молитвой можно сегодня молиться целый день – и идя по дороге, и занимаясь своими делами – прославлять Воскресшего Господа, Который явил нам Свою любовь через Воскресение из мертвых.

Господь, взяв грех мира на Себя, через веру предлагает нам войти в общение с Ним – Творцом и Создателем этой вселенной. Через веру… Так просто. И апостол Павел замечает, что если бы человек оправдывался делами закона, то не хватило бы нам сил. Весь Ветхий завет – это время, когда можно было оправдаться делами закона. Но мы не видим практически ни одного человека в Ветхом завете, который мог бы исполнить всё, что повелел Господь. Греховная составляющая человека тянет нас на дела, противоположные заповедям Божиим, Божией благодати. Тот же апостол Павел восклицает: что же со мной происходит? То, что хочу не делаю, а делаю то, что не хочу. (Рим. 7:19) Это закон смерти, ветхий закон греха, который действует в человеке после того, как Адам и Ева согрешили.

Но вот закон отходит, и приходит благодать. «Ныне, – говорит апостол Павел, – явилась благодать спасительная всем человекам» (Тит. 2:11) в лице Господа нашего Иисуса Христа. Это удивительное состояние, когда Бог будет ходить среди людей и Своей благодатью и светом освящать этот мир. Об этом писали ветхозаветные пророки, и это совершилось.

Апостол Павел – ревнитель отеческих преданий и к тому же ещё и гонитель первых антиохийских христиан – всегда думал, что делами закона можно оправдаться. Но когда по дороге в Дамаск явился ему Сын Божий, тогда апостол ощутил и осознал всю неправоту своих деяний. Не законом, не этими ветхими установлениями спасается человек, но верой в Мессию, в Господа нашего Иисуса Христа, Который воплотился, взял нашу человеческую природу в Божественное общение, исцелил её от греха и соделал бессмертной. Это бессмертие предлагает Он и нам, называя нас «храмами Духа Святого» (1Кор. 3:16), чтобы мы озарялись изнутри светом Божественной славы. Эта слава и свет стали возможны через Воскресение Христово.

Господь предлагает нам очистить свои сердца, чтобы Он жил в нас, а не те демонские полчища, которые жили в людях, когда пришёл Сын Божий на землю. Достаточно вспомнить того бесноватого, в которого вселилось так много демонов, что те после изгнания своего устремились с крутизны в море. Мы видим, что служение демонам – это яд, смерть для людей. Поэтому мы должны стремиться к свету, к истинному Богу нашему, Который открыл нам Свою любовь.

Завершая сегодняшнее повествование, апостол Павел говорит: живу  верою в Сына Божия, Который возлюбил меня и предал Себя за меня. Такими замечательными словами повествует нам апостол Павел о том, как любит нас Господь – до страдания и смерти. Он ищет возможность, как нас, с нашей свободной волей, которая зачастую противится воле Божией, спасти. И это порой непросто, потому что мы во грехах закосневаем. Чем больше человек находится во зле, тем менее оказывается способным воспринять Божественную благодать. И здесь не Бог виноват, а виноват человек, который не ищет, не стремится, который ленив, нерадив, склонен ко греху. Всё это мешает человеку быть с Богом.

Апостол Павел предлагает нам оружие, которое позволяет разбить всю эту тьму. Он говорит: «Воспримите щит веры» (Еф. 6, 16-18). Без твёрдой веры сложно служить Богу. «Возьмите шлем спасения» – молитву, Слово Божие, которое мы, к сожалению, не часто читаем. А там написано всё, что необходимо человеку, все глаголы Жизни…

Когда мы услышали от апостола Павла, что любит его Христос, то надо понять, за что же возлюбил апостола Павла Господь? За что Он любит нас? На это есть ответ в одном из евангельских повествований.

Ко Христу подходит богатый юноша и начинает спрашивать Его о воздаянии, о вечной жизни. А Господь спрашивают юношу – как ты живёшь? Совершаешь ли добрые дела? Да. Милосердствуешь ли? Да. Любишь ли Господа всем сердцем? Люблю. И мы слышим, что пишет евангелист – возлюбил Христос этого юношу. То есть Он увидел в нём добродетели, которые достойны похвалы. Правда, заканчивается это повествование не очень радостно. Христос говорит юноше – тогда продай своё имение, раздай нищим и иди за Мной. И здесь опечалился юноша, потому что много богатства было у него.

Как тяжело расставаться с этим мирским благом, собранным на земле! Как будто мы заберём его с собою в вечность. «Трудно богатому войти в Царство Небесное», – говорит Христос. (Мф. 19:23) Но прежде этих слов сказано, что Господь возлюбил этого юношу, потому что в его сердце оказалось много добродетелей. И апостола Павла возлюбил Христос и явился ему на пути, потому что много добродетелей было в сердце апостола. Ему не хватало только вразумления истиной: не гнать христиан, а быть с христианами, ибо они исповедуют истинного Бога, которого отвергли евреи, распяв Христа.

И нас Господь возлюбит, если мы будем исполнять Его заповеди. Крест – это мера нашей любви к Богу. Или мы согрешаем и распинаем Его, как ветхозаветные грешники, и приобщаемся к бесплодным делам тьмы, или мы любим Христа и исполняем Его заповеди. И тогда жизнь для нас становится Христос, а смерть – приобретение. (Фил. 1:21) Так и говорит апостол Павел в сегодняшнем послании, что только плоть останавливает его на этой земле, а так он уже весь Христов, потому что нет на земле большей любви, чем любовь к своему Творцу. Он создал нас, явил в этот мир через своих родителей, всё устроил премудро, дал нам разум, любовь, чувства – то, что не имеет животный мир. Это достояние и богатство позволяет нам почувствовать в своей жизни Бога, понять, что этот мир создан Им, созидается и сохраняется Божественной силой. Поэтому будем стремиться жить благочестиво, отвечать Богу на Его любовь. Будем стремиться к богатству нетленному, которое не ржавеет – к добрым делам для Царствия Небесного. Будем искать повода для добрых дел, молиться, трудиться, жить благочестиво, и верю, что благодать Божия будет радовать нас своим участием в нашей жизни. Как были бы счастливы, если бы сказанные сегодня слова апостола Павла действовали в нас: «Живу уже не я, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20). Аминь.

Слово Архипастыря в Неделю 15-ю по Пятидесятнице
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы