Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в канун Недели 5-й по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в канун Недели 5-й по Пятидесятнице

24 июля 2021 года вечером, в канун Недели 5-й по Пятидесятнице, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил всенощное бдение в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании богослужения епископ Нестор растолковал евангельский отрывок, чтомый за богослужением (Евангелие от Луки, глава 24, стихи с 12 по 35):

“Дорогие отцы-священнослужители, братья и сестры, поздравляю вас с наступающим воскресным днём. В преддверии Христова Воскресения мы слышим слова Евангелия о тех событиях, которые были связаны с Воскресением  Господа нашего Иисуса Христа. Пятое воскресное Евангелие посвящено Луке и Клеопе – ученикам от 70-и Господа нашего, которые уходили из Иерусалима в пригород.  Иерусалим стал небезопасным местом для пребывания учеников Того, Кого распяли как злодея. Господь присоединяется к Луке и Клеопе в пути, как Путник, общается с ними, желая узнать образ их мыслей. Точнее,  Он как Бог знает, о чём они думают, но хочет в слове выявить их мысли для нашего назидания, чтобы они остались на все времена.

Господь делает вид, что не знает, что происходило в Иерусалиме, и, обращаясь к Луке и Клеопе, спрашивает, что же там на самом деле было, и почему они убегают оттуда? На что ученики отвечают: как будто Ты в эти дни не был в Иерусалиме? Весь город восстал, ибо события, которые там совершились, потрясли не только город, но и его окраины. («Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» (Лк. 24, 18).  Распяли Христа. Мы думали, что Он – пророк и избавит Израиль, но в первую очередь от рабства римского владычества, ведь Израиль в то время был под игом римской империи.

Господь же говорит им на эти слова: «О, несмысленные и косные (то есть, медленные) сердцем, чтобы веровать!» (Лк. 24:13) Как строго Господь обратился к ученикам, которые были неглупыми. Мы знаем, что Лука знал врачебное искусство, был врачом, то есть, в переводе на наше время, имел высшее образование. Так же Лука и Клеопа были учениками от 70-и. А это значит, что они не один год ходили вместе с Сыном Божиим, Который открывал им о Себе очень многое, и они были слышателями тех тайн, которых не знал народ.

Господь называет их «несмысленными» и медленными на веру, в которой должны были бы возрастать за все время пребывания с Ним. За что Он их ругает? Ученики думали, что Христос пришёл спасти Израиль, а это лишь небольшая часть спасительного служения Бога в этом мире.

Но не только ради Израиля  – ради всего мира приходит Христос. Он – Сын Божий, Который Сам говорит пророкам, что им записать и оставить в наследие народу, а не пророк, как говорили о нём ученики. Как Сын Божий Он участвовал в сотворении вселенной, вместе с Духом Святым наслаждался красотой и гармонией того, что создали руки Бога. Как можно назвать Его ограниченно, всего лишь пророком?

По пути к селению Эммаус Господь открывает ученикам о Себе от пророков, от того, что они читали в детстве, о том, что знали, когда пребывали со Христом во дни Его земной жизни. Господь открыл им всю правду, как нужно было пострадать Христу и войти в славу Свою.

Вспоминая этот евангельский отрывок, мы просим Господа, чтобы нам самим не оказаться такими же медленными на веру и такими же “несмысленными”, как Его ученики. Евангелист Лука, оставивший нам это Святое Евангелие, может быть, по скромности, может быть, из-за стыда не упоминает здесь своё имя, но мы понимаем, что речь идёт о нём.

Так, несмотря и на наши немощи, ограниченность, слабость и многие другие несовершенства, Господь доверяет и нам, даёт нам время, чтобы мы возрастали духом и были твёрдыми верой. Иерусалим – город Царя и Пророка, город, в котором благовествовал Сын Божий и пострадал за нас. Поэтому мы не должны уходить от своего Горнего Иерусалима, где во славе пребывает Бог, не должны оставлять Бога в своём сердце и не спрашивать, как эти ученики, ибо нам полностью открыто Евангелие спасения мира, Истина о Боге, которая была неизвестна в древние времена.

В Новом Завете мы имеем множество преимуществ: не только слышать Слово Божие, но и жить по нему и дойти до результата этой жизни – быть со Христом. Быть со Христом уже здесь, на земле, предвосхищая Царствие Небесное.  А для этого надо очистить своё сердце, надо жить по заповедям Христовым, надо уметь слышать голос Божий через совесть в своём сердце и следовать велению Божьему – тем заветам, которые Он оставил, уходя из этого мира, и которые спасительны для нас. Будем же прославлять Воскресшего Христа, твёрдо верить в Его Воскресение и идти спасительными заповедями Божиими не в Эммаус, а в Царствие Небесное. Аминь”.

Слово Архипастыря в канун Недели 5-й по Пятидесятнице
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы