Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в канун Недели 22-й по Пятидесятнице

Слово Архипастыря в канун Недели 22-й по Пятидесятнице

7 ноября 2020 года, в канун Недели 22-й по Пятидесятнице, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил всенощное бдение в Преображенском кафедральном соборе. На утрени был прочитан Евангельский отрывок о покаянии апостола Петра и возвращении ему апостольского достоинства (Ин.,21: 15-25). По окончании службы Преосвященный владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:

Сегодняшнее Евангельское чтение завершает цикл Божественного Евангелия, которое мы читаем за всенощным бдением под воскресный день. Последнее повествование о воскресшем Господе оставляет нам Иоанн Богослов. Этот Евангельский отрывок повествует о встрече Господа у Генисаретского озера, где Он предложил трапезу Своим ученикам. За этой дивной трапезой Господь спрашивает Петра о том, любит ли он Его всем сердцем и исповедует ли словами эту любовь, которую имел до того момента, как предал Господа перед Его страшными Страданиями. Мы знаем ответы апостола Петра и как Господь принимает его покаяние, возвращает его в апостольское достоинство и делает способным нести Слово Божие всему миру. Невольно и мы обращаем слова Господа к самим себе, и в глубине сердца слышим этот же вопрос, который задаёт Христос: «Любишь ли ты Меня?» Особенно важно иметь добрый ответ на этот вопрос, потому что каждый из нас, к сожалению, повреждённый грехом, имеет такую же немощь, как и Пётр. Только в Евангельской истории это случилось с ним, но мы не знаем, как поступили бы мы в тот момент, когда оказались в ситуации Петра. Что бы наше сердце в этот момент ответило?

Апостол Пётр говорит, что мы должны быть всегда бдительны, потому что дьявол, как лев рыкающий ищет, кого поглотить (1Пет 5:8). Мы бывает достаточно слабы и немощны, особенно когда теряем Божественную благодать и силу, эту важнейшую связь со своим Творцом. А теряем обычно тогда, когда согрешаем. Дух Святой отходит от человека, ибо нет ничего общего у Христа и велиара, у тьмы и света, у добра и зла. И поэтому, если благодать оставляет человека, то там поселяется тьма. В этой тьме неверия, сомнения, отчаяния человек может совершать разные преступления. Зная это, Евангельское слово нас наставляет, чтобы мы хранили себя и внимательно смотрели за своим поведением, словами и состоянием, в котором мы находимся.

Но я хотел бы сказать сегодня о тех словах, которыми заканчивается Евангелие от Иоанна. Апостол говорит, что если бы по каждому случаю, по каждому чуду, которые совершил Христос, записывать в Евангелии, то поистине не хватило бы книг на земле, чтобы это сделать. Очень много чудес сотворил Господь. И мы, живущие в век рационализма, понимаем, что если создать условия, то можно было бы записать все чудеса, которые сотворил Христос, ибо они были сотворены во времени. Время же можно посчитать, а значит, и дела.

Но что не может вместить книга? Что же важное остаётся вне?

Мы можем понять это тогда, когда случается в нашей жизни необыкновенное событие. Иногда мы говорим о чуде. Вот, например, человек, который тонет и его спасают – как он может выразить словами свои чувства признательности, уважения, любви к своему личному спасителю, который протянул ему руку и спас от потопления? Или человек, который оказался на хирургическом столе с огромной опасностью для жизни и оказывается жив, открывает глаза после операции – как он может выразить свои чувства, что вновь видит свет Божий? Поэтому, когда мы слышим о том, как Христос исцелял людей, то понимаем, что невозможно в книге записать те чувства человека, которое переживает сердце, когда оно сверх меры благодарно, равноценно жизни благодарно своему Спасителю.

И разве только о делах земных идёт повествование, когда мы читаем в Евангелии об исцелении? Ведь, в конечном итоге, все, кого исцелил Господь, умерли. Даже праведный Лазарь, воскрешённый Господом, и он в своё время почил. Неужели эти чудеса нужны были только для временной жизни человека, а потом смерть?

Понятно, что речь идёт не о телесной составляющей. Евангелие открывает смысл этих чудес. Оно говорит о том, что все чудеса, которые сотворил Христос, были важны для спасения души. Многие чудеса начинаются словами покаяния, изменения жизни. Когда исцеляется душа, то в большинстве случаев исцеляется и тело. Поэтому речь здесь идёт о спасении души. Теперь ясно: все эти блудницы, прокажённые, преступники, воры – все, кто услышали голос Божий, почувствовали своим сердцем своего Спасителя и Создателя, поняли – вот Он, Отец, вот Он, мой, родной, к которому я имею непосредственное отношение!..

Они не могли выразить словами ни в каких книгах, что испытала душа, когда она оказалась спасённой. «Иди – и больше не греши!» – звучат простые слова, по-человечески сказанные Сыном Божиим покаявшемуся и исцелённому человеку. И прав был Иоанн Богослов – никакими словами невозможно передать то сокровище богатства, благодарности, признательности мира, жившего тогда рядом со Христом и получившего спасение.

Как записать то, что произошло после Воскресения Христова и дня Пятидесятницы? Мир до сих пор получает спасение от Бога и исцеление своих душевных недугов.

Будем же благодарны Господу. Будем помнить этот день своего спасения, этот момент на исповеди, в Таинстве Причастия или в какой-то другой момент, когда Бог лично касается нас и исцеляет наше сердце. Это невозможно выразить, и никто не поймёт, пока сам через своё сердце не пропустит Слово Божие и не почувствует любовь Своего Творца. Так устроен этот мир, но Бог открывает всем Свои руки, чтобы принять любого кающегося.

Евангелие заканчивается, а спасение мира начинается. И мы, которые живём сегодня, счастливы, что имеем возможность спасаться в этом мире, благодаря Божией благодати, которую пронесли апостолы до краёв земли и теперь несут священники, исполняя свой пастырский долг, чтобы освятить этот мир.

Какие замечательные слова звучат в конце богослужения: «Во свете Твоём узрим свет!» Как это точно! Когда Бог просвещает нас, то и ы можем понять, что такое свет, и в этом свете пребывать в благобытии – в состоянии, которое уже выше обычного бытия, мирского исцеления. Это то, что относится же к вечной Жизни, ибо свет Божий вечен.

И мы призываем Господа навечно освятить нас этим светом, в этом свете ходить. Будем же в свете заповедей Христовых ходить в этом мире, совершать добрые дела в знак ответной любви к своему Спасителю и Создателю. Я поздравляю вас с наступающим воскресным днём и желаю, чтобы Бог касался каждого из нас Своею благодатью и любовью, чтобы мы могли ощущать Его всегда рядом, чтобы никогда не оставались одиноки и сироты, но Бог утешал нас в этом мире и давал всё необходимое для спасения.

Требы
Ничего не выбрано
Продолжить выбор треб