Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Слово Архипастыря в день памяти сорока мучеников Севастийских

Слово Архипастыря в день памяти сорока мучеников Севастийских

22 марта 2022 года, в день памяти 40 Севастийских мучеников и престольный праздник кафедрального собора, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. По окончании богослужения владыка произнес проповедь о подвиге мученичества:

Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с престольным праздником кафедрального собора, с днём памяти 40 Севастийских мучеников.

 Мы особенно любим этих святых, и в дни Великого поста они являются нам духовной поддержкой, потому что сами прошли многие испытания, пострадали за Христа, отдали свою жизнь за веру. Мы неоднократно слышали в церковных песнопениях, что святые мученики «прошли сквозь огонь и воду». Это выражение стало устойчивым в нашем народе. Когда нужно было подчеркнуть особую силу духа, мужество, жертвенность по отношению к другим, наш народ употреблял эти слова. Так тяжело пройти сквозь огонь и воду и остаться в живых, точно также тяжело было этим мученикам в небольшом количестве  противостоять тому безбожному языческому миру, который не знал, куда приложить свои силы. Вместо того, чтобы познавать истинного Бога, он занимался тем, что предавал мучениям людей, не согласных с языческой верой.

Мы сегодня понимаем, как важно и в нашем, напоминающем то время бездуховном мире, свидетельство о Христе, о Его силе и крепости. Нам сегодня очень важен пример и подвиг мучеников. Проходит время, и история быстро меняет своих героев. Нынешние герои истории далеко не таковы по своему благочестию. Поэтому мы обращаемся к тем примерам, которые являются образцом для подражания не одного, а тысяч поколений. Думаю, пока стоит на земле Христова Церковь и несёт своё служение на земле, имя 40 мучеников будет провозглашаться в ней всегда, ибо это наше бесценное сокровище.

Мученики Севастийские – это пример силы духа, веры, надежды на Господа, такого состояния сердца, которое признаёт Истину и не старается искать чего-то другого. Теряя жизнь временную, они обрели жизнь вечную.

Зачастую на иконе мы видим их изображаемыми с венцами над головами. Они получили венец не для земного счастья и славы. Это венец Небесный. Это значит, что Господь признал их и принял их к Себе. Они смогли, по слову Господа, стать совершенными, исполнив в своей жизни главную заповедь о любви – к Богу и ближнему. Именно поэтому Церковь сегодня так ярко и сильно о них говорит – и в песнопениях, и в молитвах, и в наших сердцах…

Мы слышали сегодня много поучительного за Божественной литургией. Каждое слово должно приближать нас к Богу, и особенно слова покаяния. Святое мученичество – это не тот подвиг, когда взял, просто исповедовал Христа, тебя сразу же убили. Немного страданий, и всё – ты на Небе. По сравнению с преподобными, которые десятки лет сражались со своими страстями, это было бы несправедливо. Поэтому Церковь всегда замечает, что венец мученичества – это именно венчание, завершение, кульминация земной жизни человека. Другими словами, мы не видели, как возрастали эти святые. Нам Церковь оставила лишь их последний подвиг, но, уверяю, каждый из них шёл к этому подвигу всю свою осознанную в вере жизнь. Не один день нужен, чтобы родилась вера – такая крепкая, сильная, немалодушная. Нужно время для созревания. Поэтому Господь неоднократно говорит о Своём слове как о семечке, которое должно прорасти. И в этих святых оно проросло. Мы увидели лишь завершение, но не знаем, как каждый день эти 40 мучеников шли ко Христу.

Люди иногда могут судить по внешнему, видя яркие события, но забывают о том, что происходит внутри. И Церковь это подчёркивает: венец мученичества – это уже вся жизнь, которую Господь принял как благоуханное миро, как те слёзы, которые проливали женщины, помазав миром и своими слезами ноги Христа.

Человек через покаяние, через осознание своего несовершенства, через сравнение своей греховной жизни со святой жизнью Иисус Христовою находит это бесконечное несовершенство, устремляется в Небо, стараясь каждый день приближаться к Богу.

И Встреча будет! У некоторых эта Встреча бывает уже за пределами этой земной жизни. У 40 мучеников она произошла ещё при жизни. Мы читаем, как они проходили самое последнее своё испытание – их загнали в холодную воду, в которой долго не может пребывать человек. Достаточно всего нескольких минут, чтобы произошло переохлаждение, и наступила смерть. Но мы видим, что мученики не только не страдают в том смысле, как это бывает у грешных людей, но стоят, воспевают Бога, поддерживают друг друга.  Господь укрепляет их.

 Во время их мучений Господь делает так, чтобы внешние люди видели – с ними Бог. По человечеству мученики не могли терпеть такие страдания. А по Божией благодати всё возможно. Мы не знаем этих физических свойств, которые есть у Бога и которые дают человеку возможность преодолевать множество испытаний, боли, страдания. Но самое главное, что это не просто явление физического мира. Так можно было бы каждому йогу сидеть в холодной воде и радоваться, что у него получается. Нет. Это именно Божественное прикосновение к человеку. И это происходит тогда, когда чистое сердце. Только в этом состоянии Бог обильно действует Своей благодатью в человеке и помогает ему. Именно этой благодатью жили и страдали все святые мученики, и благодать Божия укрепляла их.

Мы знаем много примеров, когда уже совсем измождённые от мучений христиане на следующий день были излечены от ран. Все эти примеры зафиксированы очевидцами событий. Христиане первых веков специально выкупали мученические акты, т.е. те свидетельства допросов, где сохранились слова признаний мучеников в истинной вере. Протоколы писали язычники, а христиане выкупали эти свидетельства и хранили вместе с памятью о тех, кто страдал и погиб за Христа. Поэтому, читая древние жития, мы понимаем, что это могло случиться только по Божией благодати.

Сегодня мы стараемся жить автономно. Люди не учитывают Божественную благодать. Они стараются строить на земле свою жизнь без Бога, не учитывая важнейших духовных законов и забывая о том, что у человека есть душа. Думают только о теле – что близко, осязаемо. Но разве совесть или любовь к Родине можно осязать? Разве любовь в этом мире выражается запахом, цветом или предметами бытия? Кто может почувствовать всё, что мы испытываем? И этих чувств у нас немало. Всё это нематериальные вещи, которые невозможно осязать, как предметы этого мира.

Мы уже говорили о том, что молимся одними и теми же молитвами, а результат у всех разный. Если бы это было бы действие материального мира, то и результат был бы у нас одинаковый. Помолились – и получилось. Значит, мы понимаем, что есть некие условия, которые очень важны.

Те, кто понимают, что такое молитва, что значит быть преданным Богу, кто очищает своё сердце и старается жить духовно, те чувствуют в себе пребывание Бога, Который Сам и созидает в нас Царство Небесное. Святые, память которых мы сегодня отмечаем, очень чётко это понимали. Они знали, что нет смысла цепляться за эту хрупкую жизнь, ведь через несколько десятков лет мы всё равно оставим это земное бытие. Значит, надо думать о более важном: что останется вне этого земного бытия.

 Веруя в бессмертную душу, мученики в первую очередь заботились о ней. Вот в чём хитрость: они поставили предел своего восприятия и бытия за пределами этого видимого  мира. И не прогадали. Вот уже полторы тысячи лет Церковь вспоминает их подвиг. Представьте, сколько поколений сменилось, а мы их помним. Всего 40 человек! Это даже меньше, чем жители села, но мы их помним и знаем их имена. Надо всегда думать о главном. И святые говорят нам о том, чтобы мы не забывали главного – свою бессмертную душу.

Поэтому не надо обманывать себя, лукавить, не надо предавать Господа ради нескольких лет жизни на земле. Наоборот, надо жить по Богу, стремиться пребывать в Его истине, алкать и жаждать правды Божией. И тогда Господь сподобит нас чистым сердцем воспевать Его Воскресение вместе с ангелами. Как воспевали Господа эти 40 мучеников, стоявших в холодной воде, но знавших, что этот подвиг есть свидетельство истинной веры.

Мы видим много других верований, в которых нет такого подвига. И как легко человек может отказаться от веры, когда придёт момент испытаний. Многие отказываются потому, что и вера их лживая, и нет никакого опыта, и нет смысла страдать за лживую веру. Но когда мы пребываем в истинной вере, тогда и Господь помогает, как помогал сонму мучеников, великомучеников, преподобных и всем святым, имена которых Церковь и сегодня любезно почитает и даёт нам пример для подражания.

Мы сегодня не можем, наверное, понести такие подвиги. По-Евангельски мы живём то ли в девятый, то ли в одиннадцатый час истории нашей человеческой цивилизации. Уже совсем ослабели. В нас нет таких сил, какие были у Серафима Саровского, который мог молиться на камне тысячу дней и ночей. Мы уже совершенно пришли в негодность с точки зрения нашей воли. Но всё равно Бог нам хранит Истину. В нашей Церкви сохраняется правда Божия. Правда в том, что мы грешные. Именно за этим мы и идём в храм, чтобы здесь исцелиться. Но в то же время понимаем, что нам надо ещё дорасти до подвигов и страданий тех, кто были перед нами. И дай Бог, чтобы каждый из нас сумел преодолеть зло этого мира, наступать на грех, меняться к лучшему, быть для себя честным, для людей справедливым, милосердным. И верю, что Господь по молитвам 40 мучеников поможет нам в нашем духовном преуспеянии – пройти сквозь огонь и воду, и медные трубы – через все испытания пройти, чтобы чистым сердцем молиться Господу и прославлять Его Божество. «Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша, умоле́н бу́ди, Го́споди, и вся́ на́ша боле́зни исцели́, Человеколю́бче, мо́лимся». Аминь. (Тропарь 40 мученикам, в Севастийстем езере мучившимся).

Слово Архипастыря в день памяти сорока мучеников Севастийских
Требы
Треб не выбрано
Выбрать еще требы