РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
ЕПИСКОПА ТОЛЬЯТТИНСКОГО И ЖИГУЛЁВСКОГО НЕСТОРА
клиру, монашествующим и всем верным чадам
Тольяттинской епархии Самарской митрополии
Русской Православной Церкви
Всечестные пастыри и диаконы,
монашествующие и миряне,
дорогие братья и сёстры!
Замечательное событие собрало нас в храм Божий ‒ Рождество по плоти Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Как слышим мы в церковных песнопениях, «Сын Божий Сын Девы бывает»[1]. Бог ‒ Бессмертный Дух ‒ облёкся в человеческую плоть, и это невероятное событие изменило бытие. Благодаря боговоплощению мы получили возможность обрести утерянный рай, вернуться к общению с Богом, стать причастниками благодати Святого Духа.
Почему мы так уверены в этом? Потому что Бог относится к людям как к Своим детям. На это указывают Евангелие и верное апостольское слово. Например, Христос неоднократно говорит, что Его Отец является и для нас Отцом Небесным (см. Мф. 5, 48). Конечно, понятие отцовства в отношении Господа Иисуса и нас разное. Он ‒ истинный Бог, Сын Божий, а мы ‒ дети не по происхождению, а по благодати. Христос всегда пребывает в «доме Отца» (Ин. 14, 2) Своего, а мы получили возможность войти в этот дом ‒ Царство Небесное ‒ не по каким-либо заслугам, а исключительно по любви Творца к нам как к Своему образу (см. Быт. 1, 27).
К ученикам Господь неоднократно обращается со словами «дети», «чада» (см. Ин. 13, 33; 21, 5). Даже в исключительный момент евангельской истории, незадолго до Своих страданий, въезжая в Иерусалим, Христос напоминает окружающим о Божественной любви сродни материнской и восклицает: «Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23, 37)
Об отношении Иисуса Христа к нам как к родным детям говорит и апостол Павел. Например, он обращается к ефесянам: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас» (Еф. 5, 1‒2). А филиппийцев напутствует: «Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими» (Флп. 2, 14‒15). Римлянам заявляет ещё твёрже: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны́ Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы ‒ дети Божии» (Рим. 8, 14‒16).
Жертвенная любовь Бога к ослеплённым грехами детям запечатлена и в словах пророка: «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15). Действительно, Творец мира не забыл нас, погибающих в волнах житейского моря, пришёл на землю, воплотился «нашего ради спасения»[2], и с этого момента «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16).
Что подвигло Всевышнего обратить внимание на людей? Чем мы Ему так до́роги? Святитель Григорий Богослов говорит, что мы точно не знаем, почему Бог создал этот мир. Но предполагает, что для Благости Божьей «не довольно было упражняться только в созерцании Себя Самой, а надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее (ибо это свойство высочайшей Благости)»[3], поэтому Творец измышляет сначала Ангелов, потом видимый мир, а напоследок человека, сказав: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Вечный и блаженный Бог запечатлел в нас Своё подобие, нечто, что навсегда связывает нас с Ним. И несмотря на богоотступничество первозданного человека, а потом и целых цивилизаций, по слову Григория Богослова, «в преграждение многих грехов… человек и прежде вразумляем был многоразлично: словом, Законом, Пророками, благодеяниями, угрозами, карами, наводнениями, пожарами, войнами, победами, поражениями, знамениями небесными, знамениями в воздухе, на земле, на море, неожиданными переворотами в судьбе людей, городов, народов (всё это имело целью загладить повреждение); наконец стало нужно сильнейшее лекарство, по причине сильнейших недугов: человекоубийств, прелюбодеяний, клятвопреступлений, муженеистовства и этого последнего и первого из всех зол – идолослужения и поклонения твари вместо Творца. Поскольку всё это требовало сильнейшего способа, то и даётся сильнейший. И он был следующим: само Божие Слово, превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света. Источник жизни и бессмертия, отпечаток первообразной Красоты, печать непереносимая, образ неизменяемый, определение и слово Отца, приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой ради моей души, очищая подобное подобным; делается человеком по всему, кроме греха»[4].
Чем же ответить на такое премилостивое отношение Творца к нам? Вместе с царём Давидом можно воскликнуть: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8, 5) В лице Господа Иисуса Христа Бог возвёл человека на недосягаемую высоту, превосходящую ангельские ликостояния. Спаситель ‒ истинный Бог и истинный Человек ‒ стал посредником между Богом и людьми, ходатаем «нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетова́нное» (Евр. 9, 15). Так ответим и мы окружающим такой нелицемерной любовью, которая «долготерпи́т, милосердствует… не завидует… не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13, 4‒5).
Какой премудрый наш Создатель! Он дал возможность человеку тоже проявлять созидательную любовь, например в детотворении. Но смысл продолжать жизнь есть тогда, когда следующие за нами поколения станут причастны к Божественной благодати. Для этого надо передать им веру в истинного Бога, показать пример благочестивой жизни, научить добродетелям и привить ненависть ко греху. И это важная составляющая духовной жизни. От нас зависит, получат ли наши дети и внуки во всей полноте дары Святого Духа, которые так бережно несёт истинная Христова Церковь. Будем дорожить единством семьи ‒ этой малой Церковью. Будем хранить верность друг другу, единомыслие и преданность христианским идеалам справедливости и добра.
От Вифлеемских яслей «свет пришёл в мир» (Ин.12, 46) и согрел Вселенную божественной любовью и красотой. Станем причастными к сиянию Христовой истины и милости!
С праздником Рождества Христова сердечно поздравляю всех вас! Благоволение Небесного Отца, безмерная любовь Сына Божьего и просвещающая благодать Святого Духа да будут с вами!
+ НЕСТОР
ЕПИСКОП ТОЛЬЯТТИНСКИЙ И ЖИГУЛЁВСКИЙ
Град Тольятти
Рождество Христово, 2025 год
[1] Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы.
[2] Символ веры.
[3] Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя. // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского.
[4] Там же.
Первоисточник: https://tltepar.ru/novosty/2025/01/rozhdestvenskoe-poslanie-episkopa-tolyattinskogo-i-zhigulyevskogo-nestora-2025.html