14 января Русская Православная Церковь молитвенно празднует память новомучеников, прославленных в соборе Самарских святых – священномученика Александра, архиепископа Самарского (Трапицына) и вместе с ним расстрелянных 14 января 1937 года священников: Иоанна Сульдина, Иоанна Смирнова, Александра Органова, Александра Иванова.
Священномученик Александр Трапицын родился в 1862 году в семье диакона в Вятской губернии. После обучения в Вятской духовной семинарии и Казанской духовной академии он посвятил свою жизнь служению Церкви. Его пастырская, а затем архипастырская деятельность отличалась заботой о духовном просвещении, милосердием и стремлением укрепить веру в сердцах своих прихожан. Вначале он был женатым священником, но рано лишился супруги и принял монашеский постриг. Служил в Вятке, затем в Калуге и Владимире ректором духовных семинарий. 12 декабря 1904 года архимандрит Александр в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге был хиротонисан во епископа. Занимал епископскую кафедру в Муроме, Вологде, был активным участником Поместного собора 1917 года.
В годы богоборческих гонений, начавшихся после революции, владыка Александр не отступил от своего призвания. Он открыто выступал в защиту Церкви, против закрытия храмов, преследования верующих, глумления над мощами святых. Вот как пытался он прекратить святотатство, написав письмо чиновникам, в котором изложил учение Церкви о почитании мощей угодников Божиих:
«…Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления… все же люди, в силу определения Божия «земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются тлению…
Но есть «люди, имеющие ревность Божию не по разуму, которые утверждают, будто мощи святых непременно суть совершенно нетленные, то есть совершенно целые, нисколько не разрушенные и не поврежденные тела». Мнение этих людей, как одностороннее и неправильное, и приносит много вреда Церкви. Церковь же под мощами разумеет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотью) или в виде одних костей без тела.
Такое понимание Церкви явствует уже из самого названия останков святых «мощами». По филологическому исследованию профессора Голубинского, слово «мощи» главным и собственным образом означает не целое тело, а части тела: древнеславянское «моща» в единственном числе значит остаток, множественное «мощи» — остатки…
Еще более в указанном понимании Церковью мощей как останков, больших или меньших, от тел святых или как только одних костей их, убеждают исторические свидетельства Церкви греческой и русской. Приведем некоторые из них. Так, Блаженный Иероним в сочинении против Вигилянция, жившего во второй половине IV века, говорит о мощах апостолов Петра и Павла как о костях… Мощи апостолов Андрея, Луки и Тимофея, перенесенные в Константинополь в 356-357 гг., были кости, ибо хранились в небольших ящиках, которые патриарх в торжественных процессиях, ездив в колеснице, держал у себя на коленях. Мощи ветхозаветного патриарха Иосифа и Захарии, отца Предтечи, перенесенные в Константинополь в 415 году, были кости, ибо помещались в малых ящиках. Святой Иоанн Златоуст в своих речах о мощах святых многократно называет их костями… или же костями, которые сопровождает прах… от разложившихся тел. Так, в слове похвальном в день святых мучениц дев Вероники и Просдоки и матери их Домнины (память 4 октября) говорит: «Могут и гробы мучеников иметь великую силу, как и кости мучеников имеют великую мощь…» В слове на день мучеников говорит: «Побудь у могилы мучеников, обойми гроб, пригвоздись к раке: не только кости мучеников, но и могилы и раки их великое источают благословение… »
Подобно греческой Церкви, и в нашей русской Церкви под мощами святых всегда разумелись останки от тел святых угодников, большие или меньшие, или, что чаще всего, только одни кости… Чествуя останки святых, христиане почитают чрез них присущую им чудодейственную силу, или благодать Божию. Они не «творят из них кумира», не воздают им Божеского поклонения, а чествуют их только как земные посредства, орудия благодати и силы Божией, отнеся всю честь к Самому Господу Богу, Владыке святых, избравшему их останки для прославления чрез них Своего могущества и силы. Отвергать такое чествование значило бы отвергать то, что прославляется Самим Богом к нашему почитанию…»
В 1923 году власти арестовали епископа Вологодского Александра; он был обвинен «в связи с монашеством и агитации» и осужден на шесть месяцев принудительных работ в концлагере. По возвращении из заключения преосвященный Александр получил назначение на кафедру в Симбирск, а затем был назначен епископом Симферопольским и Крымским и на этой кафедре прослужил девять месяцев.
В 1928 году епископ Александр был возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру.
В 1933 его приговорили к трехлетней ссылке на Урал. Вернувшись из ссылки, архиепископ поселился в Симбирске; в 1936 году он переехал в Самару, где служил по благословению правящего Самарского архиерея в Петропавловском храме.
В 1937 году гонения на Русскую Православную Церковь усилились, и почти все духовенство Самары было арестовано. 30 ноября 1937 года был арестован и архиепископ Александр. Свободных мест в следственной тюрьме не было, и подследственных содержали в бараках исправительно-трудового лагеря.
Вместе с ним были задержаны и другие священнослужители, которые разделяли его убеждения и несли слово Божие людям.
Архиепископ Александр был обвинен в том, что «объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих… «страдальцев за веру», что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию».
Ни владыка Александр, ни вернувшиеся из ссылок и концлагерей священники, арестованные вместе с ним, не признали себя виновными и отвергли все обвинения. 21 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила их к расстрелу.
Архиепископ Александр (Трапицын), священники Иоанн Сульдин, Иоанн Смирнов, Александр Органов, Александр Иванов были расстреляны 14 января 1938 года. Из-за массовости расстрелов остальные священники попали в следующую группу приговоренных к расстрелу. Священники Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов были расстреляны 8 февраля 1938 года.
Все расстрелянные священномученики были погребены в общей безвестной могиле. В 2000 году священномученик Александр Трапицын и другие новомученики, вместе с ним пострадавшие, были причислены к лику святых. Их память отмечается трижды в год – 14 января и 8 февраля в день преставления, 9 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, 12 августа – Собор Самарских святых.
Их подвиг является примером крепости духа, верности Христу и любви к Церкви. В Преображенском кафедральном соборе за богослужением накануне и в сам день праздника молитвенно почтили их память чтением и пением молитв, им посвящённых.
Тропарь, глас 6:
Священномучениче Александре, безбожную крепость твердым борением низложил еси и вознесл еси веру Православную, злочестивое служение уничижил еси и дерзновенно Христа Бога проповедал еси и ныне неустанно молися за град Самару и вся волжския страны, даровати нам мир и велию милость.
#100ЛетПреставленияПатриархаТихона
+++
Статья подготовлена к 100-летию преставления Патриарха Тихона, которое молитвенно и проведением различных мероприятий отметит Русская Православная Церковь в течение 2025 года. Избрание Патриарха в Русской Церкви в 1917 году после 200-летнего перерыва совпало со временем начала гонений на Церковь, которые родили сонм мучеников и исповедников.
Первоисточник: https://tltepar.ru/novosty/2025/01/pamyat-novomuchenika-tserkvi-russkoy-arkhiepiskopa-aleksandra-samarskogo-trapitsyna.html