Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Не стоит село без праведника

Не стоит село без праведника

18 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, в Преображенском кафедральном соборе проповедь перед причастием произнес клирик собора иерей Виталий. Ниже приводим полный текст проповеди:

«Не стоит село без праведника» – так гласит народная пословица.

У пророка Исайи ( 1 глава, 9 стих) мы находим такие слова: « Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре».

А мы знаем из Священного Писания, что стало с этими городами. Бог сжёг их полностью, ничего не осталось на том месте, один пепел.

«Остаток» Божий – это Божии избранники, которые бывают незаметны среди толпы, но Бог Своих знает. Как говорил прав.Иоанн Кронштадтский, « придите ко Мне, и Я научу вас видя, не видеть, и слыша, не слышать, жить в миру, как в пустыне». Такой образ жизни у таких людей. И, как писал отец Понтий Рупышев, живший во времена прав.Иоанна Кронштадтского, люди, находящиеся рядом с такими праведниками, привыкли, что им хорошо и уже порой не замечают, что они облагодетельствованы ради этого праведника.

Отстаток – это те праведные в роде своем, ради которых Бог сохраняет мир. И когда Бог забирает остаток, то значит, мир приближается к своему уничтожению. Когда Ангелы вывели из Содома и Гоморры Лота с его семейством, Бог потом уничтожил это место. Ноя также с семейством Бог забирает перед потопом, после чего мир был уничтожен. Как писал тот же о.Понтий об о.Иоанне Кронштадтском, что такие праведники тянут на себе всю землю русскую, держат её своими молитвами. Но вскоре Бог забирает Своих – и начинается суд над народом.

Определить в этой жизни, кто принадлежит этому остатку, мы не можем: тот или иной статус и положение в Церкви не является залогом того, что человек точно принадлежит к остатку. В духовном мире совсем другая логика, в Евангелии так и сказано: «Последнии станут первыми и первые последними» (Мф. 19:30). Человеческие науки тут не работают.

Порой слышно от православных людей, что они ищут такого праведника, старца, который бы их наставил, а лучше бы около него поселиться, да вот никак найти не могут, вроде бы, есть батюшка где-то хороший, а вроде как не совсем уж во всём праведный, грешки- то есть какие-то, да и вот пристрастия разные. И человек так и живёт дальше без какой-либо поддержки.

Из книги Бытия мы помним, как после потопа Ной выпил вина, опьянел и уснул обнаженным. Совсем не от того, что первый раз попробовал алкоголь. Прп.Ефрем Сирин говорит: «Опьянение Ноя произошло не от того, что много испил, но потому, что долгое время не пил вина». Он и до потопа вино пил. И, как толкуют этот отрывок святые отцы, был он в этом слаб. А потому в 6 главе книги Бытия 9 стихе сказано: «Ной был человек праведный и непорочный», а далее добавление «в роде своем», которое указывает, по мнению отцов, что Ной был лучший человек своей эпохи, но если бы жил в другое время, возможно, был бы грешником. Но в своё время он был праведный человек. Также сказано: «Ной ходил пред Богом». В то время духовной деградации и массового блуда жить без Бога было просто невозможно, но Ной, как дословно переводится, ходил с Богом.

Но спасается не только остаток, ради которых Бог поддерживает существование это мира, но и все кающиеся грешники.

Господь не разрешил Ною самому закрыть дверь ковчега, потому что человек не всегда может поступить правильно, может осудить другого пристрастно, несправедливо, а потому Бог ждал ещё 7 дней, но так больше никто не раскаялся.

Задача остатка – призывать людей к покаянию. А для этого никуда бежать не нужно и нигде далеко искать не придется, всё внутри человека.

В Евангелии от Луки (17, 20-21) сказано: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».

Это означает, что разрешение всех религиозных проблем осуществляется внутри человека. Нельзя решать религиозные проблемы за счет каких-то обстоятельств. Вы в храме, вы в святом городе, вы в общении с какими-то людьми. Если внутри, в сердце человека не происходит никаких изменений, никаких положительных перемен, то всё внешнее никак не скажется положительно для человека.

Если вы единственный из своей семьи, кто ходит в храм, исповедуется пред Богом, причащается, вы – лучший человек в своём поколении. НЕ гордитесь, потому что это Бог дал такую возможность, как говорит ап.Павел: «Любовь Божия излилася в сердца наша Духом Святым» (Рим. 5:5). Апостол говорил, что «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Он же говорит, что есть внутренний человек, а есть внешний. Внутренний –  это и есть то Царство Божие, которое проникает внутрь нас. Но это не значит, что внешняя жизнь будет соответствовать внутреннему. Ап.Павел говорит, что по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, т.е закон греха (Рим. 7:23). Он видит неадекватность в своем теле, сопоставляя это с внутренними религиозными переживаниями, которые у него в душе. Но сам факт, что внутренне есть желание и есть стремление ко благу, хотя и внешне не всегда так, как должно было быть, уже свидетельствует о том, что человек идёт путём отделения от греховного бытия. Святой, в ветхозаветном понимании, это отделенный, выделенный, это и есть как раз тот остаток. Это не тот, который светится, а значит, что он не такой, как все. Поэтому, если вам говорят – ты не такой, как все, не надо обижаться, наоборот, ответственно отнеситесь.

Дорожите этим. Возможно, благодаря именно вам спасается и остальная родня. Посмотрите, как мало людей в храмах, а сейчас ещё меньше стало. Как в Ветхом Завете, находим место, когда люди бежали от того, чего они боялись:  кто-то от меча, кто-то от язвы, кто-то от голода, но Господь им сказал – от чего бежите, там, куда идете, это вас и настигнет. Ап.Павел отвечал Господу – куда нам Господи идти, у тебя слова, дающие жизнь. Где искать жизнь, если не здесь…в доме Божием?! Дай Бог нам дорожить каждым моментом, когда мы можем стать ближе к Богу за Божественной литургией в Таинстве Евхаристии.

Не стоит село без праведника
Требы
Ничего не выбрано
Продолжить выбор треб