16 ноября 2024 года по благословению епископа Тольяттинского и Жигулёвского Нестора в Преображенском кафедральном соборе Тольятти за всенощным бдением прозвучали сочинения русского хорового дирижёра и композитора Александра Андреевича Архангельского.
Руководитель хора Преображенского кафедрального собора иерей Игорь Тасеев поделился: «Композитор Архангельский – он самый почитаемый и любимый для всех певчих хоров и регентов. Почему? – В его произведениях раскрывается душа человеческая, на мой взгляд, это эталон, как душа может разговаривать с Богом, его музыка располагает к молитве. Богослужебные произведения Архангельского можно назвать обиходными, так как они самые любимые, самые распространённые для всех хоров, и всем они очень нравятся. Кроме того, сама мелодика разнообразная, нет повторений, всё целостно. Я часто использую его произведения, когда составляю службу».
Певчие кафедрального храма во время богослужения в канун Недели 21-й по Пятидесятнице исполнили «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся», «Благословлю Господа на всякое время, «Слава в вышних Богу», «Хвалите Имя Господне», Воскресные тропари по непорочных и другие песнопения всенощного бдения Архангельского.
+++
Александр Андреевич (11.10.1846, с. Ст. Тезиково Пензенской губернии – 16.11.1924, Прага), русский хоровой дирижер, композитор, педагог. Родился в семье священника, окончил Пензенскую духовную семинарию. Теорией музыки занимался у Н. М. Потулова. С 1862 года – регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 года жил в С.-Петербурге. В 1870-1871 гг. – вольнослушатель хирургического отделения Военно-медицинской академии, в 1871-1873 гг. – студент химического факультета Технологического института. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певческой капелле на звание регента. В 1873-1878 гг. – регент хоров Саперного батальона, Конногвардейского полка, Придворно-конюшенной церкви. Преподавал сольное и хоровое пение в женском Патриотическом интернате (1885-1908), Александровском лицее (1891-1897), Екатерининском женском училище (1893-1898, 1904-1906), Музыкальном интернате (1913-1919) и других учебных заведениях. В 1902-1908 гг. руководитель и педагог организованных им бесплатных курсов хорового пения.
В 1880 г. Архангельский создал смешанный хор (вначале из 20, впоследствии до 90 чел.) и возглавлял его до 1923 г. (с 1917 Трудовой коммунальный хор). В 1887 г. Архангельский реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. Первые программы хора (1883-1885) включали русские, славянские и западноевропейские народные песни. С 1886 г. репертуар хора пополнила русская церковная и светская музыка XVII-XIX вв., западноевропейская музыка различных эпох и стилей; многие произведения хор исполнял в России впервые. Исполнительский уровень хора был чрезвычайно высок. В 1897-1901 гг. хор совершал гастрольные поездки по России (более 50 городов), Польше, Финляндии, в 1907 и 1913 гг. выступал в Германии, участвовал в концертах РМО, Русских симфонических концертах М.П. Беляева, в общедоступных симфонических концертах А.Д. Шереметева, в частных антрепризах А.И. Зилоти, С.А. Кусевицкого, в спектаклях Мариинского театра и других. В 1901 г. Архангельский создал С.-Петербургское певческое благотворительное общество (существовало до 1918), объединившее все хоры С.-Петербурга. В 62 концертах объединенного хора в составе до 600 чел. было исполнено 125 сочинений. С 1906 г. Архангельский – главный инспектор Святейшего Синода по устройству и инспектированию церковных хоров, в 1923 г. возглавил Общестуденческий русский хор в Праге, который впоследствии носил его имя.
В сочинениях Архангельского проявляется знание возможностей сочетания отдельных голосов и хоровых групп, нередко встречаются полифонические эпизоды. Архангельский один из первых трактовал песнопения Литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармонические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне. Переложения древних распевов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов. Некоторые циклы Архангельского были рекомендованы для церковноприходских школ и духовных учебных заведений.
В области русской духовной музыки Архангельский возбудил интерес в обществе и музыкальном мире к русской песне, он переложил для хора много песен. Написал две оригинальные Литургии, всенощную и до 80 миниатюр, в том числе 11 Херувимских песен, 10 гимнов «Милость мира», 16 песнопений, употребляемых при богослужении вместо «причастных стихов». Среди ярких произведений стоит отметить его духовный концерт «Помышляю день страшный», отличающийся высоким драматизмом.
В 2002 году имя Архангельского было присвоено Пензенскому музыкальному училищу.