Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия
Требы онлайн Расписание служб Сделать пожертвование
Главная » Архиерейская проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Архиерейская проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

В воскресенье 23 августа 2020 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Преосвященный Владыка Нестор совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе. По окончании богослужения архиерей обратился к молящимся с архипастырским словом:

                                              Дорогие отцы, братья и сестры!

 Всех вас поздравляю с Воскресным днем и с продолжающимся праздником Преображения Господня. Вплоть до праздника Успения мы вспоминаем события, которые совершились на горе Фавор и которые приоткрыли нам более точно тайну Божественной природы Господа нашего Иисуса Христа. Тайна эта заключалась в том, что на землю пришел не просто Человек, но Бог, Который взял на Себя человеческую природу.

Избавить человека от греха мог только Тот, кто Сам носил человеческую природу, ведь грех был укоренен в самой природе нашей. Если бы Бог послал ангела, чтобы спасти человека, то ангел защитил от злых людей, от бесов, но не смог бы исторгнуть от нас ту греховную скверну, которая переходит от человека к человеку, как от единого источника, загрязненного и передающего греховную муть следующим поколениям людей.

Господь Своим ближайшим ученикам приоткрывает Свою Божественную природу. Свет, который апостолы видят на Фаворе –  это не наш солнечный свет, но это свет нетварной Божественной славы.

Когда Спаситель мира на Тайной Вечере говорил, что хочет, чтобы ученики Его пребывали вместе с Ним, то Он говорил именно о той славе, которую имел до того, как этот мир получил свое бытие. В эти дни мы вспоминаем о Преображении Господнем. После этого события Христос сходит с горы. И что же дальше?

Дальше, через несколько месяцев, «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Мф.17, 22-23).

Впереди страдания, оклеветания, предательство, разлучение с теми, кто говорил, что никогда не покинет своего Божественного Учителя… Впереди толпа язычников – римских воинов, руками которых пригвожден был Христос ко кресту. Все это надо пройти…

Когда мы взираем на этот путь Спасителя к Голгофе от горы Преображения, то еще больше постигаем, насколько человеколюбив Господь, сколько у Него для нас любви и сострадания! Сострадания к человеку, который потерял всю божественную красоту в раю, данную Богом для того, чтобы человек наслаждался гармонией и счастьем, и в этом наслаждении прославлял своего Создателя.

Господь милостив к нам. И эти слова, которые Он говорил на кресте:  «Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят» (Лк. 23:34) –  эти слова истинны. Подчас в помрачении греха мы творим такое зло, что потом, придя в себя, ужасаемся, неужели это были мы, способные на такие преступления против Бога?

Что значат для нас сегодня эти события Преображения и схождения Господа с горы, чтобы идти на крест?

Вспомним: Господь пошел на гору, чтобы помолиться. Оказывается, в молитве мы можем достигать такого единения с Богом, которое для нас является своим личным Фавором. Мы не приоткрываем никакую красоту нашей души, потому что были когда-то поражены грехом, и Господь в Таинстве Крещения очистил нас от этого первородного греха. Но мы можем, взяв частицу света и любви от Господа, как образ Его, сиять этим отраженным светом и наслаждаться этой красотой богообщения, как наслаждались ближайшие ученики Господа, когда видели Его в славе на Фаворе.

Когда человек в молитве объединяет все свои душевные и духовные силы, чтобы быть с Богом, то Бог осиявает его так же, как осиявал апостолов Петра, Иакова, Иоанна, пророков Моисея и Илию. Так же Он и нас осиявает, но часто наша душевная темнота, страсти не дают даже почувствовать этого осияния. Ибо «блаженны чистые сердцем – они Бога узрят» (Мф. 5:8). Чем сильнее очищаешь свое сердце от страстей и грехов через Таинства Церкви, тем сильнее можно почувствовать богообщение.

Подвижники благочестия не только древних, но и нынешних времен, афонские старцы свидетельствуют: если мы очищаем свое сердце, то Бог начинает сиять в нас Своим нетварным, Божественным светом. И мы меняемся, мы тоже преображаемся.

Но после этой молитвы, как после Фавора, нам надо идти в мир – оставить свою клеть, выйти за пределы квартиры и идти туда, где много зла, где все часто противодействует нам –  идти в безбожный, развращенный, языческий мир… Таков он сегодня предстает глазами христиан. Ибо люди обезумели, творя многие злодеяния: войны, предательства, убийства и все, что связано с грехом.

Но разве мы не должны подражать нашему Божественному Учителю? Подумаем: если Он пошел на Голгофу и Крест, то неужели мы, хоть в малой мере подражая Ему, не будем противоборствовать злу, которое есть в этом мире? Не соглашаться с грехом и злом. Пусть лучше мы будем отвержены, как был отвержен Христос, ибо Он Своим ученикам сказал: « Меня гнали – и вас будут гнать» (Ин. 15:20).

Этот мир не наполнен романтикой и радужными обещаниями. Чаще он приносит нам слезы, скорбь, расстройство и многие другие печали. Но Господь сказал: «Дерзайте, ибо Я победил этот мир» (Ин. 16:33). И мы видим Его победу над миром, злом и дьяволом. Господь воскрес, явился Своим ученикам, укрепил их, и нам сегодня в Божественной литургии преподает благодать, мир и милость Свою.

Недаром сегодня звучит Евангелие чтение, что и мы должны прощать нашим должникам. Ибо служение Господа – это служение любви и милосердия. И, если мы хотим подражать Ему, то, сойдя со своего Фавора, со своего молитвенного делания, мы можем тоже совершать дела милосердия. Постараться, чтобы слова молитвы Господней: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» – чтобы эти слова исполнились в нашей жизни, были наполнены смыслом. Чтобы мы захотели простить не только тем, кто у нас что-то занял ( это просто, материально, по-бытовому), а чтобы тех, кто ранил нашу душу, кто прострелил стрелою лукавства и страстей наше сердце, – их простить от всей души. Чтобы и Господь нам простил… Без этого невозможно ни молиться, ни идти к Богу, ни говорить о благочестии.

Начинаем мы с простых, понятных вещей. Если мы хотим, чтобы наша молитва была искренней и приятной Богу, то мы, как в Ветхом Завете, должны оставить свои дары и идти примириться с ближним. А потом уже идти на молитву. Когда наши благочестивые предки шли в храм Божий, они друг у друга просили прощения. Даже на обычную службу они шли, прося прощения у ближних, чтобы на сердце было спокойно, и чтобы в мирном состоянии духа вознести молитву за себя и за тех, кто в сердце.

Будем же помнить, что после Преображения были большие, смертельные испытания у Господа. И Он их претерпел ради любви к нам. Будем и мы поступать по любви друг к другу – прощать друг друга, не завидовать, поддерживать, молиться друг за друга, стараться, чтобы наша жизнь была отражением Божественной жизни и любви, Его света. Господь сказал:  «Пусть просветится свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»  (Мф. 5:16). Пусть сияет этот свет Божественной Славы, Его вечной Любви в нашем мире, к которой призван каждый живущий на этой земле.

Пусть эти светлые события сегодняшних дней, которые мы вспоминаем, укрепляют и дают силы на наше служение в этом мире. « Не бойся, малое стадо, – говорит Господь, – ибо Отец благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Аминь.

Архиерейская проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице
Требы
Ничего не выбрано
Продолжить выбор треб